«Пропорции и строения фигуры человека»
7 класс (1 четверть)
Тема: «Пропорции и строение фигуры человека».
Цели : рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащимся.
Материалы: иллюстрации с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека; бумага, простой карандаш.
Ход урока.
Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку)
Слово учителя.
На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.
Сегодня вы узнаёте , каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.
Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором Поликлетом был создан знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.
Для того чтобы верно передать образ человека , представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».
В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.
На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.
Обратите внимание : все, что нас окружает , обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.
А вот , что говорит о человеческом теле в своих трактатах Витрувий: «Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела , равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста , от локтя до подмышечной ямки -1/8. Длина всей руки – это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа – 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и , подобно длине уха, равно 1/3 лица». В дальнейшем представления об идеальных пропорциях изменялись, однако интерес мастеров к этому вопросу по – прежнему остается. Показываю наглядное пособие на тему: «Пропорции человека во всех возрастах».
Творческое задание.
Для того чтобы правильно изобразить фигуру человека, необходимы обширные знания анатомии, понимание связи внешней формы и внутреннего содержания. Скульптор А. С. Голубкина подтверждает это словами: «Чтобы понять какую- нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше». Однако мы на сегодняшнем занятии не станем углубляться в анатомическое строение человека, а попробуем изобразить его наиболее простым способом.
— В прошлом году мы говорили с вами о графических рисунках. При помощи чего они создаются?. (Графические рисунки создаются при помощи линий – прямых, волнистых, кривых и. т. д.)
Сегодня мы попробуем нарисовать человечка при помощи обыкновенных линий. Посмотрите на образец рисунков ( наглядное пособие на тему: «Человечки, нарисованные при помощи линий»). Попробуйте изобразить таких человечков на листе бумаги.
Не забывайте, что учебный рисунок фигуры человека – это прежде всего размышление над формой, и для создания правильной фигуры человека необходимы знания изобразительных средств, перспективы и анатомии. И для того чтобы придать объем своему человечку, создадим объемные прорисовки.(наглядное пособие на тему: «Объемные прорисовки фигуры человека»).
Подведение итогов урока.
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
На занятии вы попробовали себя в роли мастеров изображения человеческой фигуры. Но начинать рисовать человека лучше всего с набросков и небольших зарисовок людей, определяя пропорции всех частей тела. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.
Урок по изобразительному искусству на тему «Изображение человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека» ( 7 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема: Изображение человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека.
Автор: Дементьева Юлия Евгеньевна, МБОУ СОШ №41 г. Новокузнецка
Класс: 7 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека;
развивать навыки овладения техникой рисования;
воспитывать мотивацию к учебной деятельности;
учить выполнять рисунок карандашом.
научить изображать пропорции человека с натуры и по представлению
Задачи:
Образовательная– ознакомить учащихся с шедеврами мирового искусства, изображающими красоту человеческого тела;
— ознакомить с основными пропорциями человеческой фигуры;
— научить рисовать фигуру человека по представлению.
Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;
— развивать мышление, память, глазомер.
Воспитательная — способствовать развитию эстетического восприятия произведений мировой художественной культуры.
Оборудование: видеоряд работ скульпторов с изображениями фигур человека, схемы рисования фигуры человека, учительский рисунок фигуры человека на доске.
План урока.
Беседа о рисунке, о канонах изображения человека.
Постановка художественной задачи.
Образец педагогического рисунка.
Практическое выполнение.
Рефлексия.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.
Здравствуйте ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили об особенностях изображения человека мастерами разных эпох. На примере нескольких произведений мы наглядно увидели с вами различия их исполнения, и даже попытались это объяснить различным способом видения человека.
Сегодня я хочу вам показать наличие двух различных способов видения и построения фигуры человека на примере двух правил: 21*Х и A : B = B : C.
Вопрос: Кто-нибудь знает или догадался, что означают эти формулы или правила?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Это два способа построения изображения или два способа видения гармонии.
Это (a: b = b: c или с: b = b: а ) правило золотого сечения, в котором дано пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.
А это (19*21) канон или правило изображения человеческой фигуры, как система пропорционального разделения тела на равные части.
Вопрос: Как эти правила работают, спросите вы? И причем тут человеческое тело? Учащиеся высказывают свое мнение.
Очень просто. Первое и раннее правило пропорции появилось в Древнем Египте. Египтяне для высекания или написания стройной скульптуры или изображения человека использовали систему равномерного членения фигуры на части, каждая из которой равнялась длине среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. (Показать эскиз
Согласно египетскому канону фигура человека всегда делилась на одинаковые части, в основе которых была длина пальца, соответственно все изображенные статуи насчитывали столько же частей (показать рисунок).
Вопрос: Как вы думаете, в чем было удобство и данного правила и что оно не учитывало? Если скульптор, знал длину одного из данных отрезков и что их всего 21, мог ли он сразу просчитать какой длины будет фигура?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Да кроме того, зная, что все части фигур имеют одинаковый размер, мог ли он, начать высекать фигуру, например с колена, а голову или стопу поручить высекать своему ученику или подмастерье? Мог, были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства; один художник выполнял верхнюю половину фигуры, другой — нижнюю. Затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились, и не было никакого нарушения пропорций.
Вопрос: Однако, что не могло учесть данное правило построения фигур? Обратите внимание, что перед нами фигура среднего идеального пропорционального человека, да? Он мужчина соответственно плечи у него широкие, бедра узкие и так далее, но в жизни, если мы оглянемся вокруг мы можем увидеть совершенно различные пропорции тела человеческого, в этом наша индивидуальность – неповторимость и непохожесть, скучно было бы, если бы мы все были как на подбор, да?
Значит, что не учитывает данное правило? Особенности каждого человека.
А еще? Обратите внимание, здесь нарисованы пропорции взрослого человека, а если надо нарисовать ребенка? Нужны совершенно иные пропорции, но та как был задан единый канон, дети в Древнем Египте изображались вот так (показать рисунок). Как маленькие взрослые, да?
Вопрос: Как вы думаете, зачем египтянам нужна была такая типизация изображений? Зачем штамповать фигуры? Неужели египтяне не видели что люди разные? Учащиеся высказывают свое мнение.
Может и видели, но не это их волновало, вспомните мы говорили, что египтянин создает скульптуру, не для того что бы полюбоваться на красоту тела.
А для чего? Он создает оболочку для «Ка» — души человека, в которую она потом воскреснет. Египтянина не интересовала земная красота человеческого тела. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основная действительность начиналась после смерти.
А вот построение фигуры согласно другому правилу — a: b = b: c, отсылает нас в мир зримый, с чувственными и земными формами. Еще Пифагор вычислил, что код золотого сечения это соотношение 1 : 1.618.
Вопрос: Но как в реальности выглядит данное правило деления целого на пропорциональные, но неравные части кто-нибудь знает? Учащиеся высказывают свое мнение.
Выглядит совершенно удивительно! Удивительно, потому что данное деление можно встретить в строении многих животных, насекомых, и конечно человека. Так рога коз, хобот слона и улитка закручены в форму спирали с неимоверной точностью, выполненной согласно правилу золотого сечения. В ящерице с первого взгляда улавливаются пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38, как тело относится к длине головы. Золотая спираль лежит в основе всех процессов происходящих во вселенной, и даже спиральные галактики закручены по правилу золотого сечения.
В человеке же все кости выдержаны в пропорции золотого сечения. И чем ближе пропорции человека к формуле золотого сечения 1 : 1.618, тем более идеальным выглядит внешность человека. Попробуйте измерить расстояние от пола до талии, а потом от талии до головы. Если у Вас правильная пропорция тела, соотношение будет равным 1 : 1.618. Где 1(единица) это наше тело – С, а — 1,618 это ее идеальная пропорция, полученная в результате разделения В на А, в которой А – это верхняя часть туловища = 38, В — нижняя часть туловища В = 61. Попробуйте измерить себя от ступней до пупка а потом рост поделить на эту большую величину, если у вас получится 1.618, то в вас золотая пропорция.
Число, равное отношению b/a, обозначается прописной греческой буквой Фи Φ {\displaystyle \Phi } в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Само понятие золотого сечения ввел еще Леонардо да Винчи, называя его также «божественной пропорцией»
Данная пропорция была известна с древних времен мастерам живописи и скульптуры, и как ни странно древние египтяне знали эту пропорцию. По принципу золотого сечения были построены египетские пирамиды. В основании пирамид лежат квадрат. Главные пропорции в пирамиды Хеопса заключаются в соотношениях линий треугольника ORP. Данный треугольник у египтян назывался священным треугольником. Благодаря ему все стороны египетских пирамид равны, как «пифагоророы штаны» или сумма квадратов катетов, которые равны квадрату гипатенузы.
А если на знаменитое лицо Нифертити – («главной супруги» древнеегипетского фараона Эхнатона), наложить маску состоящую из множества пропорциональных треугольников, содержащих в себе соответствие пропорции 1,618, то можно понять почему она так привлекательна.
Данную маску изобрел пластический хирург Стивен Марквард . С ее помощью можно определить, насколько близко к совершенству твое лицо. Конечно, маска меняется в зависимости от расы. Накладывая данные маски на лица отдельных людей, Маквард находил неточности и старался их нивелировать хирургическим путем.
III. Творческое задание.
Еще во времена поздней античности архитектора Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» определил пропорции мужского человеческого тела, так называемый канон, который потом использовал Леонардо да Винчи.
Вот и нам, чтоб начать рисовать нужно, знать пропорции человека, т.е. соотношение всех частей изображаемого объекта по отношению друг к другу и к целому – это основное умение в рисовании. Это позволит нам задать нужный масштаб рисунка, и рисовать либо больше натуры, либо меньше.
Давайте попробуем нарисовать тело человека, пользуясь пропорциями. Возьмем среднестатистические пропорции, где единицей измерения выступит длина головы. Тогда высота тела составит примерно 7-8 голов. Конечно, люди очень разные и каждый раз высчитывать пропорции неудобно, обычно глаз опытного художника привык их видеть без расчета, но мы пока учимся.
Перед вами изображение девушки. Я замерила высоту головы и отложила вниз 7 таких же отрезков. У нее рост получается почти 8 голов. Обратите внимание, где находятся плечи, грудь, локти, талия, конец рук, колена, ступни.
Чтоб нарисовать тело девушки представьте ее скелет. И изобразить это просто линиями, которые бы показывали позу, в которой стоит девушка. По началу пока вы учитесь, всегда старайтесь изобразить эту простую форму тела. Вам может показаться, что это ерунда, но данном этапе мы сможем проследить основные пропорции, и тогда руки не будут кончаться выше или ниже таза или ноги расти от ушей.
1. Нарисуйте голову овалом, горизонтальной линией мы показываем расположение глаз, а вертикальной — середину головы. Отмерьте линейкой длину головы и отложите еще 7 таких отрезков вниз. Теперь ориентируясь на рисунок, нарисуйте так называемый скелет тела. Ширина плеч равна ширине двух голов, у мужчин — трех.
2. Теперь упрощенно нарисуйте грудную клетку, область таза, руки и ноги, кружочками показываем гибкие суставы.
3. Сотрите первоначальные линии и сделайте очень светлые линии, которые вы рисовали в шаге 2, просто пройдитесь ластиком по них. Теперь рисуем ключицу, шею, плечи, грудь, соединяем линиями грудную клетку и туз по бокам, выводим линии ног и рук. Старайтесь повторить все изгибы, они образуются мышцами. Т.е. чтоб научиться рисовать тело человека вам необходимо знать анатомию, скелет и рас расположение мышц, и как мышцы и кости ведут себя при разных движениях, позах.
4. Стираем ненужные нам линии, рисуем купальник. Вот так можно с помощью таких нехитрых построений правильно нарисовать тело человека для начинающих.
IV.Подведение итогов урока.
Учащиеся демонстрируют свои работы.
Что нового мы узнали на уроке? Поиск пропорции фигуры человека в различные исторические периоды.
С какими новыми терминами мы познакомились? «Пропорции», «канон», «золотое сечение».
Чему учились? Учились находить пропорции.
Домашнее задание: Довести до конца начатое на уроке задание. Подобрать рисунки с изображением человека в движении.
Пропорции и строение фигуры человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Пропорции и строение фигуры человека Пинаева Н.А. ГБОУ СОШ № 956
2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:У Египтян существовал специальной канон изображения человека. Мужчина как глава семьи изображался выше всех; Его жена не доставала ему даже до плеча; Дети были еще меньше, хотя на египетских росписях они выглядели как маленькие взрослые Лицо и ноги изображали в профиль, ноги – в движении Верхняя часть туловища – анфас Глаза увеличены и подчеркнуты Особенно строго канон применялся к изображению высокопоставленных персон.
4 слайд Описание слайда:Витрувианский человек Леонардо да Винчи
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:Творческое задание: Нарисуйте фигуру человека. Постарайтесь соблюсти пропорции и правильное строение тела.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-195128
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПлан-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) на тему: «Пропорции фигуры человека»
Конспект урока по теме: «Пропорции фигуры человека»
4 класс
Цель: Воспитательная: воспитывать у детей интерес к изучению пластики человека.
Развивающая: развить теоретические основы и практические навыки изображения фигуры человека в статике и динамике, соблюдая пропорции.
Обучающая: научить изображать фигуру человека по представлению
Задачи:
- Знакомство с пропорциями человеческого тела.
- Рисование статичной и динамичной человеческой фигуры по предложенной схеме с использованием вспомогательных линий и опорных точек.
- Самостоятельное поэтапное рисование движения фигуры человека с учетом последовательности этапов.
Оборудование: бумага (формат А2 и А3), карандаши различной мягкости, ластик, раздаточный материал, муляж скелета человека, презентация.
Структура урока:
I – Организационный момент — 5 мин
II – Изучение нового материала – 15 мин
- Введение в тему урока
- Презентация нового материала
III – Практическое выполнение работы – 20 мин
IV – Рефлексия – 5 мин
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;
2. Введение в тему урока
Основные термины:
ПРОПОРЦИЯ(от лат. proportio – соотношение, соразмерность) – размерные соотношения всех частей формы между собой их соответствие друг другу и соотношения между различными объектами в целом. Пропорции имеют большое художественное значение т.к. соразмерность частей и гармоничность элементов образует красоту формы.
Термин «пропорция» используется в математике, физике, химии, архитектуре, дизайне, медицине и других областях науки и искусства.
Пропорциональный — значит находящийся в определенном отношении к какой-либо величине.
Пропорциональные величины — величины, зависящие друг от друга таким образом, что с увеличением одной из них в несколько раз соответственно во столько же раз увеличивается другая величина.
МОДУЛЬ – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона.
КАНОН переводе с греческого означает «закон», «правило»
3. Практическая демонстрация нового материала.
Демонстрация презентации со слайдами.
Поиск идеальных пропорций человеческого тела является сложной задачей и вызывает интерес у художников во все времена. Древнейшие данные о законах пропорций были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). Так, в Древнем Египте для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон — то есть такая система пропорций человеческой фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по одной части тела определить другую. Были установлены каноны изображения стоящего, идущего, сидящего человека и т.д. Художники обязаны были заучивать отдельные формы и схемы изображения по таблицам и образцам. Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. За единицу измерения была принята величина среднего пальца руки. Египтяне использовали специальные сетки-таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи. Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения.
Художники Древней Греции совершали специальные путешествия в Египет, чтобы поучиться умению пользоваться каноном. Но в отличии от египтян греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. В основе изображения лежало рисование с натуры: появились так называемые древнегреческие каноны, определяющие точность пропорций фигуры человека. Греческий скульптор Поликлет написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), о пропорциональной соразмерности частей человеческого тела. За единицу измерения он принял голову человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.
В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале 20 века средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10.
В делении на восемь частей принята за модуль длина головы. В этой схеме делящие линии удобно определяют положение середины груди, локтей, верхней линии лонного сращения, концов пальцев рук и коленных чашечек.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
1. Ширина плеч у мужчины равна двум высотам головы, у женщины — несколько меньше.
2. Бедра по ширине у мужчины равны ширине грудной клетки.
3. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3+3 + 2=8 голов, т. е. равна росту человека.
4. Локоть согнутой руки находится в нижнем положении на уровне пупка, в верхнем — на уровне макушки головы.
5. Расстояние между сосками у мужчины равно высоте головы.
6. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
7. Длина кисти равна лицевой части (от подбородка до волос), также равна мозговой части головы, т. е. составляет 1/10 часть роста фигуры человека.
8. Ширина кисти равна длине среднего пальца.
9. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи; окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья.
4. Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся.
Преподаватель на бумаге рисует фигуру человека в статике.
Последовательность рисунка статичной фигуры человека
1. Решаем задачу композиционного размещения изображения на выбранном формате листа.
2. Вертикально проводим осевую линию, на ней намечаем две крайние точки изображения по высоте. Верхняя точка для макушки, нижняя для ступней.
3. Делим данный отрезок на 8 равных частей, при этом голова является модулем и занимает 1/8 часть сверху. Для статичной прямостоящей фигуры осевая линия проходит по центру фигуры по вертикали.
4. Переходим к последовательному детальному изображению по правилам, изложенным в теоретической части урока.
5. Самостоятельное выполнение работы учащимися. После объяснения учителем как изображать фигуру человека, дети на бумаге рисуют самостоятельно. Ученики работают по образцу с помощью учителя.
7. Подведение итогов. Выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания
Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация «Пропорции и строение фигуры человека»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. Выполнила: Осипова Анна Геннадьевна
2 слайд Описание слайда:Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами
3 слайд Описание слайда:Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как С. БОТИЧЕЛИ и МИКЕЛАНДЖЕЛО.
4 слайд Описание слайда:Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются Ребенок четырех-пяти лет – 1/4 или 1/5 часть. Подросток – примерно 1/6. Взрослый человек – размер головы занимает примерно 1/7 или 1/8 часть его роста.
5 слайд Описание слайда:Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Скелет играет роль каркаса в строении фигуры
6 слайд Описание слайда:Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
7 слайд Описание слайда:Этапы рисования Отметьте две точки — низ и верх фигуры, проведите между ними вертикальную линию, которая будет обозначать центр по горизонтали. Проведите нижнюю и верхнюю линии (это не обязательно, но иногда это немного помогает)
8 слайд Описание слайда:Нанесите разметку (разделите на 7,5 частей). Не стесняйтесь поначалу пользоваться линейкой. Ваша задача — научить ваш мозг правильным пропорциям, таким, какие они есть, а не таким как ему представляется
9 слайд Описание слайда:Нарисуйте овал, обозначающий туловище и круг, соответствующий тазу. На них, для облегчения, можно черкнуть два центральных креста. Особенно это полезно, когда будете пытаться построить более сложный ракурс — сразу становится видно направление
10 слайд Описание слайда:Теперь можно обозначить голову и ноги. Сильно прорисовывать не надо — ведь это всего лишь макет
11 слайд Описание слайда:Проведя линии, соединяющую соски и пупок, получим точку ключицы, от которой можно рисовать руки
12 слайд Описание слайда:Если хочется, можно более подробно очертить мускулатуру.
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Интернет-ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/17/Vitruvian.jpg/426px-Vitruvian.jpg http://animeeeeeeeeeee.mindmix.ru http://budschool.at.ua/photo/fotografija_3/7-0-2405
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-327093
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийУрок изобразительного искусства на тему «Пропорции и строение фигуры человека.»(7 класс)
Урок №2 Класс:7 Дата:__________________________
Тема: Пропорции и строение фигуры человека.
Цели рассказать учащимся о конструкции фигуры человека, ее основных пропорциях; раскрыть творческий потенциал учащихся.
Материалы: иллюстрации с изображением фигуры человека, тематические таблицы с изображением пропорций фигуры человека ; бумага, простой карандаш.
Ход урока.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ
На прошлом занятии мы говорили об изображении красоты человеческого тела в искусстве. Изображение человека занимает важное место в живописи. Рисование человеческой фигуры способствует развитию наблюдательности, и в первую очередь воспитывается видение пропорций. Соразмерность является важнейшим инструментом в работе мастера. Глядя на длину, ширину, высоту чего –либо, мы выявляем пропорциональные характеристики предмета или какого – либо существа. Таким образом, пропорция представляет собой размерное отношение элементов или каких – либо частей формы, а также каких – либо объектов.
Сегодня вы узнаёте, каким образом великие мастера достигают гармонии в изображениях человека в живописи и скульптуре.
Первые представления об идеальных пропорциях человеческого тела были заложены в Древней Греции. Древнегреческие философы искали идеал любого явления. Скульптором Поликлетом был создан знаменитый трактат «Канон» о пропорциональном соотношении человеческого тела. Однако самым настоящим каноном Поликлета является его творение «Дорифор». Вспомните, мы говорили о нем на прошлом занятии. В основе скульптуры лежит принцип асимметрии. Это произведение Поликлета считается первым и наиболее удачным примером идеальных пропорций человеческого тела.
Для того чтобы верно передать образ человека, представить его на полотне в естественном виде, следует изучить строение человеческого тела . Великий художник Леонардо да Винчи придавал такому изучению огромное значение. Он говорил : «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это даёт удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертёж твой окажется спутанным».
В 1490 – 1492 гг. Леонардо создал своего знаменитого «Витрувианского человека» (показ наглядного пособия на тему: «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи.) как иллюстрацию для книги, посвящённой трудам римского архитектора Витрувия.
На рисунке мы видим изображение фигуры мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Он представлен с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это изображение нередко называют каноническими пропорциями. И это не случайно. Глядя на рисунок , можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами вписывается в квадрат ( «Квадрат Древних»). С другой стороны , поза с раскинутыми в сторону руками и ногами вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим ее центром, остаётся неподвижным. Этот рисунок сопровождался множеством пояснительных записей. Сам Леонардо говорил , что рисунок был создан с целью изучения пропорций мужского тела.
Обратите внимание : все, что нас окружает, обладает гармонией и стройностью. Архитектура, скульптура имеют свои пропорции. Эти свойства не выдуманы людьми, они являются отражением природы.
А вот , что говорит о человеческом теле в своих трактатах Витрувий: «Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырех пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя – рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела , равноудалённой от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч – восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев – 1/5 роста , от локтя до подмышечной ямки -1/8. Длина всей руки – это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа – 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и , подобно длине уха, равно 1/3 лица». В дальнейшем представления об идеальных пропорциях изменялись, однако интерес мастеров к этому вопросу по – прежнему остается. Показываю наглядное пособие на тему: «Пропорции человека во всех возрастах».
3.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Для того чтобы правильно изобразить фигуру человека, необходимы обширные знания анатомии, понимание связи внешней формы и внутреннего содержания. Скульптор А. С. Голубкина подтверждает это словами: «Чтобы понять какую-нибудь машину, ее мало срисовать и скопировать, ее надо разобрать и собрать, поняв каждую ее часть, потому что там нет ни винта, ни выемки без специального назначения. Если вы так же подойдете к устройству человеческого тела, то увидите такую изумительную мудрость и красоту его устройства, что только пожалеете, что не знали этого раньше». Однако мы на сегодняшнем занятии не станем углубляться в анатомическое строение человека, а попробуем изобразить его наиболее простым способом.
— В прошлом году мы говорили с вами о графических рисунках. При помощи чего они создаются? (Графические рисунки создаются при помощи линий – прямых, волнистых, кривых и. т. д.)
Сегодня мы попробуем нарисовать человечка при помощи обыкновенных линий. Посмотрите на образец рисунков ( наглядное пособие на тему: «Человечки, нарисованные при помощи линий»). Попробуйте изобразить таких человечков на листе бумаги.
Не забывайте, что учебный рисунок фигуры человека – это прежде всего размышление над формой, и для создания правильной фигуры человека необходимы знания изобразительных средств, перспективы и анатомии. И для того чтобы придать объем своему человечку, создадим объемные прорисовки.(наглядное пособие на тему: «Объемные прорисовки фигуры человека»).
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
На занятии вы попробовали себя в роли мастеров изображения человеческой фигуры. Но начинать рисовать человека лучше всего с набросков и небольших зарисовок людей, определяя пропорции всех частей тела. Об этом мы поговорим на следующих занятиях
примечание
Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:
Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.
Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.
Если вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до одной трети высоты головы).
Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)
Кисти рук расположены на уровне промежности.
Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.
Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.
Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.
Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.
Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль | 1. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии. | На экране (слайд1) показаны силуэтные изображения людей разной комплекции и роста. Учитель задает вопрос: — Как вы думаете, ребята, для чего я демонстрирую эти изображения? (мы будем рисовать человека) -Да, но почему мы видим не одно изображение, а несколько? На одном- высотой все одинаковые, но разные… полные и худые… фигуры, на другом- по высоте разные (изображены разные люди: высокие и низкие,) Учитель показывает (слайд2,3,4,5) с изображением людей и расчетами пропорций человеческого тела, выполненные Л. Да Винчи, египетскими художниками и Древней Греции, А.Дюрером. -С древнейших времен ученые и художники Египта и Древней Греции, а позднее- Леонардо да Винчи и другие работали над открытием некой тайны. Вы узнаете, что это за тайна, отгадав пропущенное слово в предложении. (слайд6) На экране предложение с пропущенным словом: Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных____________- необходимое условие для правильного изображения тела человека. Учащиеся вставляют пропущенное слово- ПРОПОРЦИЙ. (слайд7) -Правильно ребята, тема урока «Пропорции и строение фигуры человека» Мы узнаем о постоянных пропорциях тела человека и об их индивидуальной изменчивости. | Рассматривать изображения силуэтов фигур. Определяет их индивидуальные особенности. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. Обдумывают ответ и отвечают на вопрос. | Фронтальная работа | Познавательные: Сравнивать объекты. Регулятивные: Выдвигают версии об увиденном на уроке. Коммуникативные:корректируют свое мнение ( в соответствии с мнениями товарищей). Личностные: осознают свои интересы; демонстратируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, истории; осознают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание. | Устный вопрос | 2. Изучение нового материала | Наглядно-правктический, аналитический | «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет» Софокл («Антигона») (слайд8) Тысячелетия пытаются люди найти математическую закономерность в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения принимали длину стопы, в более поздние времена- длину среднего пальца руки. В соответствии с Каноном древнего скульптора Поликлета единицей измерения тела человека служила -голова (1/8). -Леонардо да Винчи изучал анатомию человека и сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до 5 лет, далее ее изменения незначительны. Поэтому за определенную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека. Слайд.9. -Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции человеческого тела. Так А.Дюрер гравюру «Адам и Ева» создал по трактату Витрувия (1/8 высоты фигуры) с тремя канонами пропорций 1/7,1/8,1/9 Самостоятельная работа: Слайд.10, -По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека. Слайд.,11,12,13,14. На каждом-по полминуты.на последнем остановиться ОТВЕТЫ. Голова в теле ребенка «помещается» 5раз, подростка-6-7раз, в теле взрослого человека-7-8раз. Длина ног маленького ребенка к высоте головы-1:2, подростка-1:3, взрослого 1:4 -В настоящее время происходит изменение пропорций человека. В начале 20 век мера в -7 голов,сейчас принята мера в 8 голов, в настоящее время есть люди с пропорциями 1/9 и 1/10.Мы выбираем при изображении фигуры человека канон-меру 1/8 Дети;У новорожденного голова укладывается в тело 4 раза, у ребенк 3лет-5 раз, 7 лет-6 раз, 14 лет-7 раз Проверка научных открытий о строении фигуры и пропорций человека на практике. 1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке установи вершину карандаша на макушке-верхней части головы, а большой палец опусти по карандашу до окончания подбородка=это высота головы- ваш модуль. Сосчитайте, сколько раз этот модуль поместился в общий рост человека. Узнали и проверили,что в тело взрослого человека входит 8 голов. 2. Вызываются по парам девочка и парень, и на примере их фигур и роста рассказываются и показываются все правила пропорций. Слайд.15 Пятиминутка. Отгадай любимого героя по силуэтам | Выполняют зарисовки схем фигуры человека. Анализируют пропорции человека в различных возрастных категориях и отвечают на поставленные вопросы. | Индивидуальная работа. Работа в паре | Познавательные: классифицирую объекты по по заданным основаниям Регулятивные: Работают по плану, сверяясь с целью Коммуникативные: организуют работу в парах Личностные: осваивают новые социальные роли | зарисовки | 3. Творческая практическая деятельность. | Исследовательский | Слайд.16 — Ребята, идеальные пропорции говорят о физическом совершенстве человека и чтобы изобразить человека, необходимо знать его пропорции. 1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая свой неповторимый собранный образ. (Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова плечи и руки, талия и ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека) Слайд.17(возможные варианты изображения людей на слайде), 2задание. Теперь вырежьте своих героев. Я попрошу выйти ко мне и встать для показа своих творческих работ тех, кто считает свои работы выполненными на отлично. Критерии работ: соблюдение пропорций, оригинальность, аккуратность, эстетичность, цветовое решение.(обсуждение и дискуссия по самооценке и взаимооценке работ) 3 задание. Приклейте их на ленте для праздничного шествия. | Учащиеся рисуют силуэт человека в соответствии с пропорциями. Вырезают силуэт. Прикрепляют фигуры людей в единой бумажной ленте | Индивидуальная работа Работа в малых группах, в парах | Познавательные: приобретают опыт создания художественного образа,опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках Регулятивные: Планируют деятельность в учебной ситуации Коммуникативные: организуют работу в парах, группах,; Личностные: учатся радоваться успехам товарищей; демонстрируют ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию. | Рисунок | 4. Итоги урока | Демонстрация и анализ работ | Слайд18 -Кто-то из древних говорил: «Мы смотрим на человека глазами, а видим и любим его сердцем» -Сейчас я вам дарю эти оливковые веточки, которые дарили на Олимпийских играх в Древней Греции спортсменам за победу, а вам, чьи работы, по мнению экспертов заслуживают высшей оценки-отлично. (Поднимите веточки, чтобы я поставила оценки в журнал. ) | Внимательно слушают. Просмотр презентации иобсуждение и оценивание работ. Узнавание в силуэтах известных героев и людей. | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Регулятивные: Оценивают результаты усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Излагают свое мнение в диалоге Личностные: понимают значение знаний для человека | Оценивание работ учащихся | 5. Рефлексия | Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека) -Все ли фигуры людей идеальны? — Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным? | Отвечают на вопрос |