Пропорции тела — это… Что такое Пропорции тела?
Телосложение — размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.
Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни.
Соматотип (Соматическая конституция) это, по сути, конституционный тип телосложения человека (см. Конституция человека), но это не только собственно телосложение, но и программа его будущего физического развития. Телосложение человека изменяется на протяжении его жизни, тогда как соматотип обусловлен генетически и является постоянной его характеристикой от рождения и до смерти. Возрастные изменения, различные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела, но не соматотип. Соматотип — тип телосложения — определяемый на основании антропометрических измерений (соматотипирования), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.
Размеры тела
Среди размеров тела выделяют тотальные (от фр. total — целый) и парциальные (от лат. pars — часть). Тотальные (общие) размеры тела — основные показатели физического развития человека. К ним относятся длина и масса тела, а также обхват груди. Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела. Размеры тела определяются при антропометрических обследованиях различных контингентов населения. Большинство антропометрических показателей имеет значительные индивидуальные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Например, для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе большое значение имеет высокий рост и длинные конечности. Вместе с тем не так уж редко большого успеха достигают и те спортсмены, соматотип которых отличается от наилучшего для данного вида спорта. В подобных случаях сказывается влияние многих факторов, и в первую очередь таких, как уровень физической, технической, тактической и волевой подготовки атлетов. Размеры тела являются важными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются важными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как известно, задача спортивного отбора — отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов [1].
Пропорции тела
При одинаковой длине тела величины отдельных его частей у разных индивидуумов могут быть различны. Эти различия выражаются как в абсолютных размерах, так и в соотносительных величинах. Под пропорциями тела подразумеваются соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов). Обычно размеры отдельных частей тела рассматриваются в соотношении с длиной тела или выражаются в процентах длины туловища или длины корпуса. Для характеристики пропорций тела наибольшее значение имеют относительные величины длины ног и ширины плеч.
Каноны
Издавна делались попытки установить закономерность в соотношении частей человеческого тела, то есть найти зависимость различных частей тела от одного какого-нибудь размера, принятого за исходный. Эти попытки нашли свое выражение в создании канонов пропорций тела, авторами которых были скульпторы и художники, стремившиеся воспроизвести идеальный тип человеческого тела. Известны каноны, принадлежащие величайшим мастерам классической древности и позднейших эпох. Так, по канону Поликлета (греческого скульптора V в. до н. э.) голова составляет 1/8 длины тела, лицо 1/10 и т. д. По канону, который лежал в основе творений мастеров древнего Египта, за исходную величину брались размеры среднего пальца левой руки; эта величина должна составлять 1/19 длины тела, 1/11 высоты до пупка и т. д. Наибольшей известностью пользуется канон Фрича, который за исхоную величину принял длину позвоночного столба. Канон Фрича был несколько видоизменен и дополнен антропологом Штрацем. Канон Фрича—Штраца, как и все другие каноны, является лишь абстрактной условной схемой, которая не предусматривает нормальной изменчивости, по замыслу их авторов, должна восприниматься как некий единый совершенный, нормальный тип строения человеческого тела. Но представление о красоте в известной степени субъективно и условно отражает не только индивидуальные вкусы, но и национальные представления, эпоху, моду и т. п. Представление о «норме» также условно. Для разных групп она различна. Если понимать под «нормой» средний тип, наиболее часто встречающийся в данной группе, то таких «норм» столько, сколько мы будем рассматривать групп.
Индексы и типы пропорций тела
Так как пропорции тела обозначают соотношение размеров различных его частей, то, естественно, для их характеристики имеют значение не абсолютные, а относительные размеры туловища, конечностей и т. п. Наиболее старый, но распространенный прием для установления соотношения размеров — метод индексов, который состоит в том, что один размер (меньший) определяется в процентных долях другого (большего) размера. Наиболее распространенным методом характеристики пропорций тела является вычисление отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела. По соотношениям этих размеров обычно выделяют три основных типа пропорций тела: 1) брахиморфный, который характеризуется широким туловищем и короткими конечностями, 2) долихоморфный, отличающийся обратными соотношениями (узким туловищем и длинными конечностями) в З) мезоморфный, занимающий промежуточное положение между брахи- и долихоморфным типами. Различия между названными типами обычно выражают с помощью системы индексов; например, в процентах длины тела определяют ширину плеч, ширину таза, длину туловища, длину ног. Индексы эти могут быть использованы как средства непосредственного выражения формы и для этой цели вполне пригодны [2].
Пропорции тела и возраст человека
Возрастные изменения пропорций тела. КМ — средняя линия. Цифры справа показывают соотношения частей тела у детей и взрослых, цифры внизу — возраст
Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребенок отличается от взрослого относительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой (рис). Для характеристики возрастных изменений пропорций тела можно выражать размеры у детей в долях величины этих размеров у взрослых, приза единицу. Ниже приведены данные возрастных изменений пропорций тела у мальчиков (по Бунаку
Размеры | Новорожденные | 1 год | 4 года | 7 лет | 13 лет | 17 лет | 20 лет |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Длина ноги | 0,24 | 0,36 | 0,56 | 0,68 | 0,85 | 0,98 | 1,00 |
Длина руки | 0,32 | 0,44 | 0,54 | 0,67 | 0,81 | 0,97 | 1,00 |
Длина туловища | 0,36 | 0,46 | 0,6 | 0,68 | 0,82 | 0,92 | 1,00 |
Ширина плеч | 0,32 | 0,44 | 0,58 | 0,68 | 0,83 | 0,93 | 1,00 |
Ширина таза | 0,28 | 0,44 | 0,6 | 0,68 | 0,83 | 0,93 | 1,00 |
Таблица 2. Размеры тела у мужчин и женщин при одинаковой величине исходного размера (по Бунаку)
Пропорции тела и половые различия
Половые различия частично связаны с различием в длине тела мужчин и женщин, но главным образом они являются специфическим проявлением полового диморфизма. Женщины отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в % длины тела). Длина руки и длина ноги в процентах длины тела примерно одинакова в обоих полах. Если же рассматривать пропорци тела у мужчин, не отличающихся в среднем по своему росту от женщин, то результаты будут иными, а именно: такие мужчины, в среднем, будут непременно более длинноногими (по индексу), чем остальные мужчины. Эта длинноногость следствие того, что корреляция длины ног и длины корпуса невелика и поэтому среди отобранных мужчин с малым корпусом будут субъекты как с короткими, так и с длинными ногами. Исследования показали, что женщины по относительной длине ног отличаются как от мужчин малого роста, так и от мужчин с малым корпусом. Женщина более длиннонога, чем первые, и более коротконога, чем вторые. Аналогичные результаты получаются в случае приведения размеров у женщин к длине тела и длине корпуса мужчин (табл 2). При всех расчетах мужчины обладают относительно более узким тазом и более широкими плечами, чем женщины.
Пропорции тела и конституционный тип
Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.). На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У брахиморфных легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. В табл. 3 приведены относительные размеры частей тела у людей разных типов телосложения.
Таблица 3. Пропорции тела (по П. Н. Башкирову[5])
Тип телосложения | Размеры частей тела относительно длины тела, % | ||||
Длина | Ширина | ||||
туловища | руки | ноги | плеч | таза | |
Долихоморфный (астенический) | 29,5 | 55,0 | 46,5 | 21,5 | 16,0 |
Мезоморфный (нормостенический) | 31,0 | 53,0 | 44,5 | 23,0 | 16,5 |
Брахиморфный (гиперстенический) | 33,5 | 51,0 | 42,5 | 24,5 | 17,5 |
Групповые различия в пропоциях тела
Соматотипирование
Типология человека Кречмера
Специфика обменных процессов и эндокринных реакций составляет сущность функциональной конституции. Конституция в широком смысле (включая генетическую, морфологическую и функциональную) представляет интерес потому, что ее считают ответственной за своеобразие реактивности организма. Считается доказанной неодинаковая восприимчивость людей разных конституционных типов и действию внешних и внутренних факторов. В настоящее время насчитывается более ста классификаций конституции человека, основанных на различных признаках. Поэтому существуют конституциональные схемы, в основу которых положены морфологические, физиологические, эмбриологические, гистологические, нервно-психические и другру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости. Кроме названных типов, Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, характеризующийся бесформенным строением и различными деформациями телосложения.
Экто-, мезо- и эндоморфия
Стадии внутриутробного развития человека. Формирование 3 зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и эндодермы
На западе различают три основных типа телосложения: эе лицо, сдвинутый назад подбородок, высокий лоб, узкая грудная клетка и живот, узкое сердце, тонкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой почти отсутствует, мускулатура неразвита. Явному эктоморфу совершенно не грозит ожирение.
Большинство людей не относится к крайним вариантам телосложения (эндоморф, мезоморф, эктоморф), в их телосложении в той или иной степени выражены все три компонента, и наиболее обычными соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Кроме того, отдельные части тела одного человека могут явственно относиться к разным соматотипам — такое несоответствие носит название дисплазии, однако ее учет остался слабым местом системы Шелдона. Шелдон рассматривал соматотип человека как неизменный в течение жизни — меняются внешний вид и размеры тела, но не соматотип. Например, различные болезни, неправильное питание или гипертрофия мышц, связанная с усиленной физической нагрузкой, изменяют только очертания тела, но не сам соматотип. Большой интерес представляют исследования Шелдона и его учеников, которые были посвящены изучению изменения веса тела (рост-весового индекса) человека на протяжении его жизни в зависимости от соматотипа. Было проведено огромное количество антропологических измерений на протяжении десятков лет, и полученные результаты были сведены в таблицы. На основании этих таблиц возможен прогноз веса индивидуума мужского или женского пола в различные жизненные периоды в зависимости от его роста и соматотипа.
См. также Dr William Sheldon’s Somatotypes
Прогнозирование физического развития
Например, при исследовании группы студентов, занимающихся спортом, примерно одного возраста (от 18 до 21 года) мужского пола, определены их росто-весовые и соматотипические данные.
Прогнозирование максимального веса в зависимости от соматотипа (по Шелдону). Пояснение в тексте)
Студент А. Имеет соматотип 5-2-2 и вес 72 кг. При росте 166 см. Это преимущественный эндоморф. Если мы, на основании данных таблиц Шелдона, построим график зависимости гипотетического веса тела для данного соматотипа в разные периоды его жизни, то увидим, что его реальный вес превышает расчетный и будет вероятно увешиваться с возрастом до 84 кг к 60 годам. Студент Б. — преимущественный мезоморф и его прогнозируемый вес вероятно будет составлять в старшей возрастной группе 83 кг. Иное дело, студент В., при росте 185 см он весит 67 кг. Это нормальный вес для его конституционного типа и мы видим, что с возрастом его вес мало изменится. Таким образом, при определении соматотипа, необходимо учитывать возраст, наличие или отсутствие патологических процессов и степень физической нагрузки, то есть необходимо иметь определенный опыт, позволяющий увидеть «тощего эндоморфа» или «жирного мезоморфа». В практике соматотипирования считается, что для окончательной оценки следует принимать тот соматотип, который складывается к 20-25 годам при нормальном питании. Концепция неизменных соматотипов Шелдона была удобна и для теоретической антропометрии, и для исследования природных типов телосложения. Однако бурное развитие культуризма в 60-е годы привело к появлению таких мышечно-развитых тел, параметры которых не лезли ни в какие рамки. Разработанная в культуризме система тренировок и появление специальных продуктов питания (протеины, энергетики, свободные аминокислоты) фактически позволили менять соматотип и поддерживать его в измененном виде сколь угодно долго.
Соматосрез Хит-Картера
В 1968 году американские физиологи Б. Хит и Л. Картер доработали систему Шелдона, исключив верхний предел для оценочных баллов, представив формулы для численного, а не визуального определения компонентов соматотипа и формулы для расчета X-Y координат результирующей точки на плоскости с тремя осями. Таким образом, расчет компонентов соматотипа по правильно проведенным замерам позволил получать вполне объективную и адекватно меняющуюся оценку телосложения в виде одной-единственной наглядной точки на плоскости. Английскими антропологами широко применяется схема Парнелла (Parnell, 1958), основанная на использовании таблицы, приводимой в работе Хит[6][7](1968). В ней учитываются три совокупности измерительных признаков для представителей разных возрастных групп: росто-весовые соотношения, костные диаметры и обхватные размеры, а также кожно-жировые складки. Результирующей является балльная оценка соматотипа. Несмотря на то, что Парнелл подверг критике аналогичную схему, главным образом, за некорректность методики фотографирования и субъективизм в оценке развития компонентов состава тела и баллов соматотипа, в основе этого способа лежит, конечно, подход Шелдона. В частности, сохраняется произвольная семибалльная шкала, интервалы распределения шкалы жирового компонента приводятся в соответствии со средними значениями по Шелдону. Графически соматосрез выражается точкой на плоскости с тремя координатными осями, расположенными под углом 120° друг к другу.
Соматосрез Хит — Картера. Пояснение в тексте
Оси — эндоморфия («жир» — влево-вниз), мезоморфия («мышцы» — вверх) и эктоморфия («кости» — вправо-вниз). Например, более подтянутые, стройные люди «располагаются» на плоскости соматосреза в районе нуля несколько правее от начала координат, манекенщицы, — еще правее; культуристы располагаются вдоль оси мезоморфии в верхней части плоскости со значением Y более десяти, а избыточный вес загоняет точку влево от нуля. При изменении мышечной массы и количества жира в организме соматосрез будет меняться, и в сравнении с точками предыдущих замеров вы сможете наблюдать дрейф текущей точки, показывающий направление изменений, происходящих в вашем теле. Преимуществом схе
Литература
- ↑ Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 304 с
- ↑ Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. Учебник для студентов ун-тов. — 3 изд., М., Высшая школа, 1978, 528 с.
- ↑ Бунак В. В. Размеры и формы поавоночника человека и их изменения в период роста. «Уч. зап. МГУ», вып. 34. Антропология. 1940.
- ↑ Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. М., 1941.
- ↑ Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М., 1962.
- ↑ Хит Б. Х. Современные методы соматотипирования. Ч.1. Вопр. антропол., 1968, вып. 29. 20-40.
- ↑ Хит Б. Х., Картер Д. Л. Современные методы соматотипирования. Ч.2 Вопр. антропол., 1969, вып. 33. 60-79.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Пропорции тела.
Учение о пропорциях тела имеет для художника большое практическое значение. Это учение содержит материалы, путем сравнения с которыми облегчается нахождение индивидуальных особенностей каждой данной позирующей модели.
За долгую историю развития изобразительного искусства и историю развития науки о формах и строении тела человека было предложено много канонов, т.е. правил, которые характеризуют основные размеры человеческого тела. Было сделано много попыток использования различныхмодулей– размеров отдельных частей данного тела. Эти размеры принимали в качестве той или иной величины других частей тела того же самого человека. В качестве модулей были предложены размеры целого ряда частей фигуры человека: высота головы, высота одного мозгового черепа, длина позвоночного столба или его части, длина всей кисти или только длина ее среднего пальца, длина стопы.
Давно было предложено считать, что длина среднего пальцакисти укладывается в росте тела 19 раз –египетский канон,авысота головыукладывается в высоте всего тела 8 раз –древнегреческий канон.Эти соотношения относятся к фигуре, имеющей рос около 180 см.Ширина распростертых рукприближается к величине роста тела, т.е. при этом положении вписывается в квадрат, а тело человекас поднятыми и разведенными рукамиис расставленными ногами, вписывается в круг, центр которого соответствует положению пупка –канон эпохи Возрождения.
А
Б
Рис. 55. Пропорции головы:
А – пропорциональное деление головы по Н.Н. Костерину, Б – пропорциональное деление головы по Н.Н. Ростовцеву
При рисовании головы, по мысли П.П. Чистякова, чтобы не упустить характер лица «…измерь между двумя глазами (есть ли) третий – нет, вот и характер, голова делится на три части – нет, опять характер, слезники глаз над ноздрями, если нет, то нос широк или узок – все это надо сразу подчеркнуть, опять будет характер».
А вот пропорции человеческой фигуры, трактуемые Леонардо да Винчи в его работе «Записи и рисунки»:
«Расстояние между разрезом рта и началом носа (снизу) равно седьмой части лица.
Рис. 56. Пропорции фигуры человека.
Расстояние между ртом и низом подбородка будет четвертой частью лица и равна ширине рта.
Расстояние от крайнего выступа подбородка до горла будет равно расстоянию от рта до низа подбородка и четвертой части лица.
Вся стопа вмещается (в расстояние) от локтя до сочленения кисти и от локтя до прикрепления руки с внутренней стороны груди, когда рука согнута. Стопа такой же величины как вся голова человека…; стопа вмещается 3 раза от конца длинного пальца до плеча, т.е. его сочленения.
Расстояние от подбородка до челюсти равно половине головы, и оно равно толщине шеи в профиль.
Когда человек стоит на коленях с руками на груди, то пупок и также концы локтей будут серединой его высоты.
Локоть (52 см) – четвертая часть высоты человека и равен наибольшей ширине плеч.
От одного сочленения плеча до другого будет две головы, и столько же будет от вершины груди до пупка; от упомянутой вершины до начала детородного члена – одна голова.
Стопа длиннее кисти на толщину руки в области сочленения с кистью, т.е. там, где она всего тоньше с передней стороны.
От края одного плеча до другого столько же, сколько от верхушки груди до пупка; и эта часть вмещается четыре раза (в расстояние) от низа стопы до начала низа носа.
Ладонь руки без пальцев вмещается два раза в стопе без ее пальцев.
Расстояние между концами оси внутри и снаружи стопы, называемой лодыжками стопы, будет равно расстоянию между ртом и слезным мешком глаза.
Ширина плеч – 1/4 целого. От сочленения плеча до кисти – 1/3. Наибольшая ширина лица равна расстоянию ото рта до начала волос.
Козелок, находящийся в ушной раковине в направлении к носу, будет серединой между затылком и бровью.
Отверстие уха, выступ плеча, выступ бедра и стопы представляют перпендикулярную линию.
Высота мозгового черепа (от верхушки головы до нижнего края носа) укладывается в росте тела 10 раз.
Расстояние между сосками равно высоте головы, а ширина грудной клетки – полутора размерам высоты головы, а расстояние между большими вертелами равно (у женщин) 1/3 высоты головы. Передне-задний размер грудной клетки приблизительно равен высоте головы. Высота головы равна 21–23 см.
«…Человеческое тело таково: лицо от подбородка до верха, где начинаются волосы, составляет десятую часть человека…
…от верхней части груди, до того места, где начинаются волосы, – одна шестая часть…» (А. Дюрер).
Рука короче ноги. Опущенная рука снаружи кажется длиннее, чем с внутренней стороны. Длина ноги сзади или с внутренней стороны кажется короче, чем снаружи или спереди, туловище спереди короче, чем сзади, а шея спереди длиннее, чем сзади. Пальцы с тыльной стороны и на кисти, и на стопе длиннее, чем с ладонной стороны на кисти и с подошвенной на стопе.
Рука при сгибании спереди укорачивается, а сзади удлиняется. То же самое можно сказать и про ногу. Бедро сзади при сгибании ноги в коленном суставе кажется укороченным, а при разгибании удлиненным.
Опущенная рука доходит концом среднего пальца до середины бедра или спускается несколько ниже ее, а локтевой сустав при этом находится примерно на уровне пупка. У поднятой руки этот сустав располагается на уровне верхушки тела или несколько превышает ее.
Плечо длиннее предплечья, как и бедро длиннее голени. Если считать плечо от плечевого отростка лопатки до уровня локтевого сустава, то оно составляет по своей длине примерно половину длины позвоночного столба. А длина позвоночного столба соответствует расстоянию между нижним концом носа и верхним краем лонного сращения.
Предплечье примерно равно длине стопы и полутора размерам длины кисти.
Длина кисти составляет четвертую часть длины позвоночного столба; равна высоте лица. Длина кисти нередко равна расстоянию между концами разведенных ее первого и пятого пальцев или несколько превышает этот размер. Наибольшая же ширина кисти в области головок пястных костей почти достигает длины среднего пальца.
Длина бедра составляет примерно одну четвертую часть роста тела и равняется длине голени, взятой вместе с высотой стопы. Длина стопы равняется расстоянию между передними верхними подвздошными остями.
Серединой вертикально стоящей фигуры является лонное сращение, делящее ее на две равные части – верхнюю и нижнюю.
Голень со стопой равны высоте двух голов; бедро (от коленного сустава до большого вертела) также равно высоте двух голов.
Запомните, что расстояние от нижней носовой точки до яремной вырезки грудины, длина грудины, расстояние от пупка до лонного сращения, длина тыльной поверхности стопы (от голеностопного сустава до конца стопы), четвертая часть позвоночного столба, длина кисти, длина ключицы, высота лопатки, расстояние между лопатками при спокойно опущенных руках, расстояние от пупочной до тазобедренных точек составляют примерно одинаковые величины.
Длина плеча равна расстоянию от «плечевой точки» (наружный край клювовидного отростка лопатки) до сосковой точки противоположной стороны, а длина предплечья равна расстоянию от сосковой до пупочной точек. Длина бедра равна расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки (середина расстояния между передней верхней подвздошной остью и лобковым бугорком) противоположной стороны, а длина голени – расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки той же самой стороны.
Окружности тела. Окружность кисти, согнутой в кулак, равна длине стопы, удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии.
Велики изменения пропорции тела, связанные с возрастом. Высота головы у новорожденного укладывается в высоте роста четыре раза, у двухлетнего ребенка – пять раз, у семилетнего – шесть раз, а лет в четырнадцать –7 раз.
А Б
В Г
Рис. 57. Вспомогательные линии движения торса и конечностей:
А – торс с передней поверхности, Б – таз с задней поверхности, В – верхняя конечность с боковой поверхности, Г – нижняя конечность с передней и боковой поверхности.
Длина тела новорожденного равна в среднем 50 см, а середина тела совпадает с пупком. Длина рук и ног до 10 лет одинаковая. Плечо и предплечье по длине равны. После рождения особенно сильно растут ноги, и центр фигуры с возрастом спускается с пупка до лонного сращения.
С возрастом изменяются все относительные размеры частей тела. За период роста, от новорожденного до взрослого, высота головы увеличивается примерно в два раза, в то время как длина туловища – в три, руки – в четыре, ноги – в пять, а шеи – в семь раз. Обычно заметны и различия в пропорциях между мужской и женской фигурами. У мужчин рост тела выше, чем у женщин, относительно длиннее нижние конечности и шире плечи, шире грудная клетка, длиннее кисти и стопы, толще шея.
Все приведенные краткие данные о пропорциях тела имеют только ориентировочное значение и дают материалы для сравнения. Эти материалы тем более могут быть полезны художнику, что все индивидуальные особенности изображения человека, данной позирующей модели, познаются только путем сравнения.
Правильные пропорции человека – путь от гармонии к долгожительству
Многие художники и ученые не один год пытались разгадать тайны человеческого тела, искали совершенные пропорции человека. Этот вопрос и сегодня остается открытым, так как на подсознательном уровне каждый из нас стремится к гармонии и совершенству.Какие же идеальные пропорции человека?
Ответ на этот сложный вопрос очень прост. В первую очередь идеальные пропорции человека должны гармонировать с учетом его телосложения, роста и возраста.
Если внимательно осмотреть свое тело, можно заметить, что расстояние от запястья до начала локтевого сгиба равно размеру стопы. Длина голени (включая стопу) будет равна длине бедра, а коленная чашечка будет делить ногу на две совершенно равные доли.
Бедренная кость при этом однозначно длиннее голени, а она длиннее стопы. Также предплечье короче плечевой кости, но длиннее кисти. Опущенная вниз рука достанет кончиками пальцев точно до половины бедра.
За единицу измерения тела человека обычно принимают длину головы. Идеальные параметры соотношения длины головы и высоты тела человека составляют 1/8 и 1/7,5 у мужчин и женщин соответственно. В последнее время происходит тенденция изменения пропорций тела, и на сегодняшний день соотношение 1:9 для человека считается нормой.
Потому что высота идеальной человеческой фигуры — восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке :).
Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы.
Женская фигура — две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от конституции ноги ниже колен могут удлиняться. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка.
Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и «сверхлюдей» очень эффективным будет использование «девяти головой» меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже.
Идеальные пропорции лица человека
Лицо человека, как и его тело, должно иметь строгие пропорциональные соотношения:
— расстояние от границы волос до начала подбородка должно составлять 1/10 часть роста человека;
— длина от макушки до начала подбородка должна составлять 1/8 часть роста человека;
— расстояние от начала подбородка до кончика носа равно 1/3 части длины всего лица;
— расстояние от границы волос до линии бровей должно составлять 1/3 часть длины лица;
— длина ушей равна 1/3 части общей длины лица.
Такую закономерность можно проследить на лице каждого человека. Но в жизни люди с идеальными пропорциями лица встречаются достаточно редко. В результате некоторых отклонений от совершенных пропорций и возникают индивидуальные черты лица. Именно поэтому все люди разные.
Изменение пропорции человека с возрастом
С возрастом пропорции тела меняются. Дети заметно отличаются от взрослых длинным туловищем, короткими ногами и большой головой. Так, у новорожденного длина головы равна 1/4 части его роста, в два года – 1/5 части, в шесть лет – 1/6 части, а у взрослого человека – уже 1/8 части. Как видно, только по мере взросления пропорции ребенка начинают соответствовать взрослому человеку.
Основные типы телосложения
Зная размеры тела, можно рассчитать тип телосложения человека. Расчет довольно прост и производится с помощью значения индекса ИП (Пинье).
Для расчета индекса Пинье необходимо просуммировать массу тела и окружность грудной клетки. Далее из значения длины тела нужно вычесть полученный выше результат.
Если индекс Пинье равен 30 и больше, то человек относится к астеническому типу и у него худощавое телосложение.
Если же индекс равен значению до 30, то человека можно отнести к атлетическому типу с нормальным телосложением.
Если же данный индекс менее 10, то человек относится к пикническому типу с тучным телосложением.
Результаты исследований
В результате многочисленных исследований было доказано, что пропорции тела человека непосредственно влияют на продолжительность его жизни. Этот факт аргументировали ученые из Великобритании совместно с немецким Институтом здорового питания. Специалисты проводили исследования взаимосвязи риска преждевременной смерти с пропорциями тела и пришли к единогласному выводу, что при большом обхвате талии повышается вероятность преждевременной смерти.
Заключение
Практически все части тела человека имеют определенные пропорциональные соотношения, но их значения могут иметь индивидуальные отклонения. Если же ваши пропорции не совпадают с идеальными параметрами, не огорчайтесь. Ведь главными качествами в человеке являются его индивидуальность, гармония и здоровье!
По материалам сайтов FB.ua и «Гармония тела»
Еще читать:
Идеальные пропорции лица и «золотое сечение»…
Как наложить «маску красоты» на свое лицо в фотошопе…
Особенности женской фигуры…
Все материалы, опубликованные на нашем сайте, являются личным мнением авторов, которое может не совпадать с точкой зрения администрации сайта.
Удивительное о пропорциях человеческого тела
Экология познания: Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими удивительными пропорциями.Например: четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы.
Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»).
С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Текст на рисунке:
«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…”
» Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…»
Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела. В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
Длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Обычные пропорции тела человека — MakingComics.com
Девин Ларсон
19 января 2014г
Рисование фигур — занятие непростое. Для умелого изображения тела человека вам одновременно понадобятся знания об анатомии, весе, движении и перспективе. Научиться этому столь же сложно, сколь и полезно: если только героем вашего комикса не задумывается неодушевлённый объект, то увильнуть от изучения фигур всё равно не получится. А раз не получится, значит стоит научиться получать удовольствие. И не волнуйтесь: у нас вы найдёте информацию по каждому шагу этого пути. А первым из них будет умение видеть, как тело человека можно построить из простейших фигур и понять правильное соотношение их размеров (пропорции).
Эта статья посвящена не тому, как рисовать фигуру, но как научиться её правильно видеть. Сам процесс рисования мы детально разберём в дальнейших статьях.
На первый взгляд изображение человека представляется сложной задачей, но стоит лишь разбить его на несколько базовых форм, как строение фигуры окажется довольно простым: голова и грудная клетка вписываются в овал; таз изображается в виде короткого цилиндра или горизонтального овала; а руки и ноги состоят из двух длинных цилиндров, сгибающихся в центральном суставе. Сами же плечевые, тазобедренные и коленные суставы имеют форму шара. Кисти рук и стопы можно упрощённо представить в виде плоских клиновидных фигур.
Внимательно изучите наброски и присмотритесь к лежащим в их основе фигурам:
Умение видеть фигуру в качестве суммы простых форм поможет вам с их помощью нарисовать абсолютно любую позу. Каждый из набросков я начинал с головы, поскольку её положение и угол наклона отобразится и на всей остальной фигуре. Далее движение развивается благодаря туловищу. Оно малоподвижно (может только немного скручиваться и сгибаться вперёд) и, в свою очередь, состоит из двух основных частей: грудной клетки и таза. Цилиндрические ноги и руки отходят от туловища; их положение может не зависеть от основной направленности движения тела.
Теперь давайте поподробнее рассмотрим каждый из элементов.
Если точностью других элементов можно поступиться, то с головой такой фокус не пройдёт; придётся потрудиться. При взгляде спереди она представляет собой овал; со стороны же (в профиль) — идеальный круг (содержащий основную массу черепа), на который наложен сплюснутый овал лица.
Теперь перейдём к тому, как размеры отдельных черт лица соотносятся друг с другом. Ровно посередине головы находится линия глаз — воображаемый ориентир, который поможет нам правильно выбрать место расположения глаз. Разделив нижнюю половину лица на три части, мы получим уровни основания носа и контур нижней губы.
Подобно тому, как размер головы используется для определения пропорций тела, размер глаза применяется для определения пропорций лица. Сами глаза находятся на расстоянии одной ширины глаза от края лица и друг от друга. Длина носа равна высоте трёх глаз, а рот находится на один глаз ниже основания носа.
Рот находится строго по центру, а его ширина составляет две ширины глаза. Так что, если провести вертикальную линию от центра каждого глаза вниз, мы увидим, где будут располагаться уголки рта. Расстояние от одного из них до другого также служит основанием воображаемого треугольника, третьей вершиной которого будет переносица. Линии между ней и уголками рта подскажут, где расположить крылья (внешнюю часть ноздрей) носа. Как показано на рисунке выше, этот приём можно использовать и при рисовании лица в профиль.
И, напоследок, пара слов о соотношении размера кисти руки и лица: если расположить основание ладони на подбородке, то кончик среднего пальца будет едва-едва касаться линии роста волос. Это может помочь вам определиться с размером кисти.
В упрощённом виде туловище состоит из двух овалов и подвижного цилиндрического пространства между ними. Нижняя и верхняя части способны на самостоятельное движение в ограниченное объёме, диктуемом возможностями подвижного стержня (позвоночника), который проходит вдоль спины и скрепляет грудную клетку с тазом.
В грудной клетке есть несколько важных ориентиров, которые стоит запомнить. Представьте, что она соединена с головой цилиндром шеи. У основания этого цилиндра находится рукоятка грудины, которая связывает ключицы с грудной клеткой. Сами ключицы тоже важны: рисуя фигуру, сразу вслед за головой я обычно черчу линию, обозначающую примерный угол их наклона. Это помогает определить, где будут располагаться плечи, и каким будет положение остальной части туловища. Но не будем пока в это углубляться.
Ключицы вращаются относительно рукоятки грудины в зависимости от движения плеч. Прямо под рукояткой находится тело грудины. Поскольку оба этих элемента неподвижны, проще всего их представлять в виде единого целого, прикреплённого к грудной клетке. К тому же вместе они похожи на галстук, который решила приодеть ваша шея!
Основание грудины образует ещё один треугольник. Его нижние вершины обозначают края грудной клетки, которые могут быть видны у человека в зависимости от его телосложения.
Как мы уже упоминали раньше, руки и ноги состоят из двух цилиндров, соединённых шарнирными суставами. Каждая конечность крепится к туловищу при помощи шаровидного сустава (руки — плечевыми, ноги — тазобедренными). На другом её конце находится ещё один сустав с прилегающей к нему сложной клиновидной формой: кистью или стопой.
Из-за сложности строения и подвижности кистей и стоп может потребоваться немало времени, чтобы приноровиться к их изображению. Представьте пока, что вместо стоп вы видите кусок сыра, спереди и сзади напоминающий по форме прямоугольный треугольник. Раскрытые ладони можно упрощённо представить в виде подвижных плоских клиньев, а сжатые кулаки — в виде кругов (при этом артикуляция больших пальцев может отличаться от остальных).
Амплитуда движений конечностей ограничена, но, чтобы полностью оценить её возможности, понадобится немало наблюдения и практики. В шаровидных суставах, которые связывают конечности с туловищем, они вращаются свободно, но в локтях и коленях сгибаются лишь в одном направлении. Предплечья содержат две параллельные кости: локтевую и лучевую. Они прикрепляются к локтю и вращаются относительно друг друга в области запястья, что позволяет нам крутить ладонью. Форма предплечья при этом немного меняется. Более детально анатомию человека мы изучим в последующих статьях.
Теперь, когда вы видите, как фигуру можно составить из простых форм, мы можем обсудить пропорции тела и то, как измерить разные его части благодаря размерам головы. Большинство художников начинает рисовать фигуру с овала головы, что весьма разумно, ведь её размер можно использовать, чтобы задать пропорции остального тела. Они могут отличаться от человека к человеку, но всё равно как правило попадают в определённый диапазон “художественного стандарта”, с которым я вас и познакомлю. Рассказать здесь есть о чём, так что медлить не будем.
Рост взрослого человека в среднем составляет семь с половиной голов, но в художестенном стандарте эту величину обычно приравнивают к восьми. Это измерение относится только тому, как размер тела зависит от размера головы; рост и пропорции — не одно и то же! Например, женщины в среднем ниже мужчин, однако пропорционально различий между ними нет, поскольку женская голова меньше мужской.
“Героические” пропорции используют соотношение 9:1. Такими обычно изображают сверхсуществ: героев греческих мифов или супергероев из комиксов. Героические фигуры превосходят обычных людей на целую голову, а следовательно и все их части тела будут больше.
Стоит нашей фигуре начать возвращаться в детство, как её голова будет становиться меньше, а соотношение высоты головы к размерам тела — увеличиваться. На схеме видно, что рост пятилетнего ребёнка составляет шесть голов. Чем моложе ребёнок, тем больше кажется его голова, поскольку пропорции тела по отношению к не
Азы анатомии человека: основные пропорции тела
Конечно, мы не сможем за один урок охватить все чудеса человеческого тела. Дело даже не в том, что человек организован сложнее, чем любое другое животное на Земле. Человеческое тело имеет множество вариаций, и мало какой вид представлен в стольких размерах и формах. Поэтому не расстраивайтесь, если у вас не сразу всё получится. Перед вами стоит действительно непростая задача.
Мы будем формировать необходимый навык с нуля – так же, как и умение рисовать в целом. Прежде всего наметим скелет несколькими линиями, потом нарастим ему мышцы и добавим детали. В последнюю очередь нарисуем лицо.
Первое, что нам пригодится – это знание пропорций. Сначала мы будем практиковаться на упрощённых фигурах. Но впоследствии не только изучим «идеальные» пропорции, но и узнаем, как они варьируются в зависимости от возраста, пола и даже национальности.
Если вы рисуете на компьютере, то вам наверняка захочется, чтобы ваша работа выглядела так, как будто она создана карандашом на бумаге. В этом случае я могу порекомендовать вам наборы кистей для Photoshop на сайте GraphicRiver. Среди них вы найдёте замечательный набор для классического рисования «Classic Art Brush Pack».
Основа скелета
Создаём схему человеческого тела
В основе пропорционального тела всегда лежит определённый порядок сочленений. Он не зависит от пола и возраста и всегда остаётся неизменным: любой иной расклад мы воспринимаем как патологию. Этот неизменный порядок – основа пропорций. Я советую вам не просто изучить схему, но и создать свою собственную, чтобы лучше усвоить материал.
Сначала нарисуйте овал яйцевидной формы – это голова. Её острый конец должен быть направлен вниз: он изображает подбородок. Определите длину получившегося «яйца» и отмерьте это расстояние восемь раз вниз по вертикали, ставя засечки. Последняя из них окажется на земле.
Это определение «идеальной» человеческой фигуры было придумано в эпоху Ренессанса: тогда считалось, что мужской рост должен составлять восемь голов в длину. Очевидно, что в реальной жизни вы с трудом найдёте таких людей. Даже рост жителей Северной Европы, с которых списывали этот стандарт, составляет скорее семь голов. И всё же я предлагаю начать именно с этой модели, потому что так проще понять соотношение пропорций.
Таз
Следующим шагом нарисуйте таз, упрощённый до приплюснутого кружка. Он должен располагаться между засечками 3 и 4 и быть примерно в полтора-два раза шире головы. После этого проведите линию позвоночника, которая соединяет таз с головой. Стоит отметить, что таз – важнейшая часть тела, центр гравитации и устойчивости.
Ноги и колени
Предположим, что наша фигура стоит прямо – так, что её ступни выровнены по вертикали с тазобедренными суставами. В таком случае коленные суставы окажутся на отметке 6, она совпадёт с дном коленных чашечек.
Когда нога распрямлена, колено оказывается на одной вертикальной прямой с бедром и лодыжкой (на рисунке слева). Но эта прямая линия не совсем точна. Чтобы фигура выглядела реалистично, соедините тазобедренный сустав с внутренней частью коленной чашечки, а затем внешнюю часть коленки – с тыльной стороной лодыжки, как на рисунке справа. Это очень упрощённое, но весьма точное представление о фактической структуре кости. Оно поможет вам при рисовании естественного облика человеческой ноги, которая от бедра к колену становится всё уже, затем расширяется в суставе и снова сужается. Это понимание позволит вам правильно разместить мышцы на более позднем этапе.
Грудная клетка, соски и пупок
Группа, состоящая из грудной клетки и лёгких – третья по важности величина в человеческом теле после головы и таза. Если смотреть упрощённо, это ещё один овал. Он начинается на половине расстояния между отметками 1 и 2 и должен заканчиваться на отметке 3, но лучше обрубить его нижнюю часть, как показано на картинке. Это поможет воспроизвести форму настоящей грудной клетки. Пустое пространство между грудной клеткой и тазом очень важно: в реальной жизни эта часть мягкая и наиболее подвержена изменениям (плоский живот, полный живот, осиная талия). В этом месте позвоночник чаще всего сгибается и вращается. Важно помнить об этом и не слеплять туловище и таз в одно целое: это заблокирует свободу движений вашего персонажа. По ширине овал грудной клетки должен быть таким же, как таз.
Не забудьте обозначить соски на отметке 2, по вертикали они должны оказаться прямо под краями головы. Пупок будет на отметке 3.
Плечи
Линия плеч проходит посередине между отметками 1 и 2. Ширина плеч – три или четыре головы, и тут стоит отметить, что их видимое расположение может варьироваться. Начнем с того, что края линии плеч изогнуты вниз, но при натяжении плечи напрягаются, так что кривая может подниматься и казаться выше. Кроме того, на внешний вид сильно влияет трапециевидная мышца. Спереди она выглядит так, как будто соединяет плечо и шею. Эта мышца в высшей степени индивидуальна. Если она натренирована и содержит много жира, это сделает линию плеч настолько высокой, что будет казаться, будто шеи нет совсем. Напротив, слаборазвитая трапециевидная мышца, часто встречающаяся у молодых женщин, визуально удлиняет шею.
Мы отклонились от темы скелета лишь затем, чтобы устранить путаницу между настоящим и кажущимся положением линии плеч. Примеры разных видов плеч в зависимости от степени развитости трапециевидной мышцы вы можете видеть на рисунке ниже.
Рука, запястье и кисть
Наконец, перейдём к рукам. Запястья помещаются чуть ниже отметки 4, под тазобедренными суставами (которые, напротив, лежат чуть выше этой отметки). Вы можете самостоятельно это проверить: встаньте в полный рост и прижмите запястья к бёдрам. Пальцы в таком случае должны заканчиваться на середине бедра, на отметке 5. С локтевыми суставами всё сложнее, поэтому мы изучим их чуть позже. Сейчас просто отметьте их как удлинённые овалы, лежащие на отметке 3.
Вот мы и закончили… почти. Теперь давайте дорисуем наши отметки до полноценных линий и посмотрим, как это всё работает в профиль.
Основа скелета в профиль
Снова начнём с того, что нарисуем голову. Это точно такая же форма яйца, только его кончик должен быть направлен не вертикально вниз, а по диагонали. Проведите прямую вертикальную линию от макушки к земле.
Если фигура стоит прямо, то таз, плечо и колено окажутся на одной прямой линии. Чтобы изобразить таз, нарисуйте такую же форму яйца, как для головы, только более узкую. На этом совпадения с предыдущей схемой заканчиваются.
Позвоночник в профиль
Сбоку позвоночник выглядит, как приплюснутая буква «S». Линия позвоночника идёт от основания черепа вниз и чуть вправо, пока не достигает своей наиболее выпуклой точки на уровне плеч. Не упускайте из виду тот факт, что плечевые суставы располагаются впереди позвоночника! Это опять же объясняется тем, что линия плеч в реальности имеет форму дуги (см. голубой кружок на рисунке).
Дойдя до наиболее выпуклой точки, линия позвоночника изгибается и идёт снова вперёд, пока не достигает следующего поворота чуть выше таза. Это поясница, и её глубина сильно варьируется. Слишком глубокий изгиб поясницы образует патологическую выпуклость позвоночника – лордоз. Последний отрезок линии позвоночника совсем короткий, он заканчивается в области копчика.
Грудь и ноги в профиль
Грудная клетка примыкает к позвоночнику и в умеренно натренированном теле располагается строго вертикально. Она естественным образом выдаётся вперёд.
Тазобедренный сустав нарисуйте немного левее основной оси и уравновесьте его лодыжкой, которая, напротив, располагается чуть правее. Таким образом, линия, соединяющая бедро, колено и лодыжку, окажется изогнутой. Она идёт от тазобедренного сустава к передней стороне колена и от задней части коленного сустава – к лодыжке.
Если схема нарисована правильно, то мы сможем провести условную дугу, соединяющую голову, грудь и ноги. В норме она должна выглядеть, как на рисунке (зелёным цветом). Если эта дуга сплющена и выгнута, зрителю будет казаться, что фигура неустойчива или сутулится.
Руки в профиль
И снова руки. Верхняя часть руки выходит из плечевого сустава и идёт строго вниз, так что локоть и плечо оказываются на одной линии (иногда локоть может отклоняться немного назад). Рука в расслабленном состоянии никогда до конца не разгибается, так что нижняя её часть не строго вертикальна. Она должна быть наклонена так, чтобы запястье приблизительно совпало с тазобедренным суставом. Кроме того, если рука находится в состоянии покоя, пальцы должны быть слегка согнуты, как изображено на рисунке.
Итог
Мы изучили основные пропорции, единые для всех людей. На рисунке изображена схема, которая суммирует всё вышесказанное.
Подсказки
Рисунок ниже – это шпаргалка, которая поможет вам запомнить некоторые соотношения размеров в нашем теле. Она будет особенно полезна в том случае, если фигура вашего персонажа не будет стоять навытяжку, а примет причудливую позу.
Время для практики
Мы изучили огромный материал. Пришло время прервать теорию и попрактиковаться рисовать основу скелета. Вы должны привыкнуть к схеме, и только тогда мы сможем перейти к разнице между мужскими и женскими пропорциями и другим различиям. Советую вам каждый день использовать свои знания в набросках, рисуя поверх быстрого энергичного скетча основу скелета со всеми необходимыми пропорциями.
Советы
Обычно я первым делом рисую голову, но на практике не имеет значения, с какого места начинать, особенно если вам удобно и у вас всё получается. Но если вы ощущаете неуверенность или испытываете трудности, советую вам делать всё в том порядке, который мы только что изучили.
Возьмите себе за правило набрасывать пропорции лёгкой рукой, без нажима. Помните, что поверх них вам ещё предстоит рисовать остальные детали. Финальные линии рисунка обычно наносят ручкой или чернилами, а вспомогательные стирают (отсюда и важность мягкого нажима). Даже если я делаю набросок сразу шариковой ручкой, чтобы потом перенести его на другой лист, мягкий нажим помогает мне вычленить вспомогательные линии и не запутаться.
Автор: Joumana Medlej
Поделиться статьей:
Пропорции человека для рисования. Пропорции лица и фигуры человека
Тому, кто хочет научиться рисовать фигуры и лица людей, потребуется время, чтобы изучить основные пропорции человека для рисования карандашом или ручкой. Фигура человека является одной из сложнейших структур в природе, а изображение ее имеет огромное количество вариаций. И, естественно, не стоит испытывать чувство разочарования, если что-то не получается с первого раза. Опыт приходит со временем.
Пропорции головы и тела человека, теория рисования
Естественно, пропорциям человека свойственно меняться, но в процессе обучения нужно останавливаться на классической фигуре, которая в измерении равна именно восьми головам. Несмотря на то что в природе рост человека приблизительно на половину головы меньше, на практике такое измерение неудобно при расчетах.
Но прежде всего необходимо помнить, что набросок – это не построение какой-либо схемы, и невозможно вычислить в миллиметрах или сантиметрах каждую часть тела человека и перенести эти размеры на бумагу. Главный инструмент художника – это его глаза и карандаш.
Использование головы в виде единицы измерения, конечно, очень удобно, но необходимо также научиться пользоваться собственным глазомером. Это также поможет соблюдать все пропорции человека. Для рисования фигуры человека изначально стоит ознакомиться с основной теорией построения наброска, которая поможет правильно воссоздать структуру человеческого тела.
Создание особенного графика для рисунка
Для того чтобы правильно соблюсти все пропорции фигуры человека, рисование необходимо начинать с создания графика. Именно по нему потом будут выравниваться суставы, а также вырисовываться мышечная структура тела. И все это независимо от пола человека.
График разделяется на восемь равных частей, где первая будет состоять из головы. Это измерение было установлено еще в эпоху Возрождения и является идеальным для создания необходимой пропорции человека. Для рисования людей всегда использовался средний рост, который и был равен восьми головам.
Первая часть рисунка, состоящая из наброска: графика
Итак, нужно изобразить овальную или яйцевидную форму с заостренным концом снизу в первой части представленного графика. Далее, между отметками 3 и 4 добавить тазовую кость, а также тазобедренные суставы. Их ширина приблизительно составляет полторы или две ширины головы. А теперь можно изобразить позвоночник, который соединяет таз с головой. Это важнейшая часть тела человека. Центр тяжести и стабильности.
Дальнейшее рисование человека, пропорции тела которого тщательно соблюдаются при помощи графика, переходит к ногам и коленям. На отметке 6 располагаются коленные суставы. Причем необходимо отметить: чтобы на более позднем этапе наброска или рисунка правильно расположить мышцы ноги, линия, которая соединяет коленный сустав с бедром, должна быть внутренней, а та, что идет к стопе, внешней. Это и есть естественный вид человеческой ноги.
Осиная талия и плечевые суставы человека
Следующая часть наброска – это грудная клетка, которая также состоит из овала, и он по своим размерам равен тазу. Но стоит отметить, что он словно обрублен в нижней своей части. Именно это поможет создать в дальнейшем плоский живот для мужской фигуры или осиную талию для женской, а может быть, даже подчеркнуть жировые складки.
Линия плеча находится приблизительно на полпути между отметками один и два, а ширина составляет от двух до трех головных. Видимое положение плеч может меняться, и от этого зависит очень многое. Это могут быть слегка изогнутые вниз или находящиеся в напряжении плечевые суставы. Тогда и линия будет выглядеть уже по-другому, она будет чуть выше.
Линия плеча очень индивидуальна, она помогает изобразить на следующих этапах рисунка либо мускулистую шею, либо длинную женскую, или вообще подчеркнуть, что у человека отсутствует шея, утопая в складках жира.
Набросок руки и кисти
И, наконец, можно приступить к запястьям, которые расположены на отметке 4, чуть ниже тазобедренной части. Каждый человек может убедиться в этом, проверив на себе, встав ровно и расположив руки напротив бедер. Пальцы же заканчиваются приблизительно на середине бедра. Локтевые суставы располагаются на уровне талии на отметке 3.
Так при помощи простого графика были соблюдены все основные пропорции человека. Для рисования туловища сбоку также необходимо использовать такую простую схему. Тогда с каждым последующим наброском туловище человека будет выглядеть все точнее и естественнее. Ну и со временем можно будет совсем отказаться от подобного графика, используя только простые наброски. В основном это зависит от того, сколько времени человек уделяет рисованию. Чем больше упражняться, тем быстрее станет развит глазомер, и необходимость в подобных построениях отпадет сама собой.
Структура внешности
А для того чтобы соблюсти все пропорции лица человека, для рисования необходимо использовать несколько основных правил. В овале, который изображает голову, проводятся прямая горизонтальная и вертикальная линии. Они должны делить будущее лицо на равные доли. Верхняя часть овала – это лобная. Глаза располагаются точно посередине головы.
Основная ошибка начинающих художников состоит в том, что глаза зачастую располагаются в верхней части головы. Это неправильно и не соответствует пропорции лица человека. Для рисования следует опять-таки использовать среднестатистическую внешность. В природе, естественно, можно встретить людей, которые могут обладать непропорциональной фигурой или нестандартной внешностью.
Голова человека и части лица
Структура внешности каждого человека очень индивидуальна. Но на начальных этапах рисования лучше всегда использовать стандартные размеры и пропорции. Рисование головы человека, пропорции лица также строятся при помощи небольшого графика. Определив на нем расположение глаз, следует провести линию, на которой будет располагаться нос.
Он находится ровно посередине между линией глаз и подбородком. Рот располагается между линией носа и подбородком, а кончики губ всегда пропорциональны глазным зрачкам. И если провести визуальные прямые линии, глядя в зеркало, каждый человек может убедиться в этих пропорциях.
И, наконец, уши. Они расположены между линией глаз и носа. Естественно, бывают ушки маленькие, аккуратные, а бывают, как многие называют такую часть головы, «лопухи». И, тем не менее, расположение их все равно находится в этой же точке. Так, следуя несложным правилам, можно легко научиться передавать на бумаге основные черты лица человека или его фигуру.