Названия асан – Тадасана (второе название — Самастхити) — Энциклопедия асан — Энциклопедия йоги

Содержание

Как выучить названия асан — Yarkoyoga

Названия асан на санскрите для многих звучат слишком мудрёно и запутанно. Понять, что означает «Паривриттаикапада Ширшасана», или «Ардтха Баддха Падмоттанасана», начинающему йогу иногда кажется невыполнимой задачей. Я на своих занятиях стараюсь не усложнять жизнь практикующим, называя упражнения русскими названиями. Однако, если у вас есть желание разобраться в том, как выучить названия асан, я дам небольшую подсказку. По сути, в названиях асан просто указаны части тела и действие, которое необходимо совершить, либо, название животного, или героя индийского эпоса, в честь которого названа асана, иногда с добавлением действия. Например, всем известная «Собака Мордой Вверх» звучит на санскрите, как, «Урдхва Мукха Шванасана». Дословный перевод выглядит так — Урдхва — поднятый, направленный вверх, Мукха — лицо, Швана — собака, Асана — поза.

Поэтом, вместо того, чтобы заучивать названия асан, проще выучить пару десятков слов на санскрите, которые используются в названиях большинства йогических поз, после чего возникнет понимание того, что означают их полные санскритские названия. Для простого поиска одновременно нажмите Ctrl и F на вашей клавиатуре, справа вверху появится окошко, в которое вы можете ввести интересующее вас слово.

Итак, для обозначения поз йоги используют:

Названия частей тела;

Ангуштха — большой палец

Бхуджа — рука, плечо

Ганда — щека, боковая часть лица

Джатхара — желудок

Карна — ухо

Мукха — лицо

Паршва — бок

Пада — стопа

Хаста — рука, кисть

 

Действия с телом;

Баддха – связанный, схваченный

Лола – дрожащий, колеблющийся, раскачивающийся

Нирламба – без опоры

Пида – давление

Прасарита – расширенный

Саламба – с опорой

Стхити – стояние спокойно, неподвижность

Уттана – интенсивное вытяжение, пример — Уттанасана

Уттхита – вытянутый

Утката – сильный

 

Названия животных;

Бхуджанга – кобра, змея

Бака – журавль

Бхека, мандука – лягушка

Ватаяна – лошадь

Вришчика – скорпион

Гаруда – орёл

Го – корова

Капинджала – разновидность куропатки

Кака – ворон

Капота – голубь

Курма – черепаха

Кукута – петух

Краунча – цапля

Макара, накра – крокодил

Марджари – кот, кошка

Матсиа – рыба

Маюра – павлин

Пинча – хвост, перо

Симха – лев

Титибха – светлячок

Уштра – верблюд

Хамса – лебедь

Чакора – сказочная птица питающаяся солнечными лучами

Шашанка – заяц

Шалабха – саранча

Швана – собака, пример — Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана

 

Растения;

Врикша – дерево

Канда – корнеплод, узел

Падма – лотос

 

Предметы;

Ваджра – молния

Данда – посох, палка

Дханур – боевой лук, пример Дханурасана

Мала – бусина, гирлянда из бусин, четки

Нава – лодка

Паша – петля

Парвата – гора

Паригха – перекладина, засов

Парианка – кровать, кушетка, софа

Сету – мост

Тада – скала

Тола – весы

Хала – плуг

Чандра – луна, пример Ардха Чандрасана.

Чакра – колесо

 

Положение тела, или его частей, в пространстве;

Адхо – вниз

Ардха – половина

Випарита – обратный, перевернутый

Кона – угол

Мандала – окружность

Паривритта – повёрнутый

Парипурна – завершенная

Пашчима – запад (задняя поверхность тела в Пашчимоттанасане)

Пурва – восток

Пурна – полная

Сама – ровный, прямой

Сарва – всё

Супта – лёжа

Упавиштха – сидящий

Урдхва – вверх

 

Числа, от одного, до десяти, на санскрите;

Эка — один

Дви — два

Три — три

Чатур — четыре

Панча — пять

Шат — шесть

Сапта — семь

Ашта — восемь

Нава — девять

Даша — десять

 

Имена мудрецов и героев индийского эпоса;

Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша

Аштавакра

Вамадева

Бхарадваджа

Васиштха, пример — Васиштхасана

Вишвамитра

Вирабхадра

Галава

Горакша

Дурваса

Каундинья, пример Эка Пада Каудиниасана

Кашьяпа

Кала Бхайрава — одно из имён Шивы

Маричи

Матсиендра

Ручика

Сканда

Хануман — легендарная обезьяна, преданный Кришны

Ната – танец, танцор

 

Названия человеческих состояний;

Бхайрава – страшный, грозный

Буддха – просвятленный

Вира – герой

Гарбха – чрево

Маха – великий

Нидра – сон

Пинда – эмбрион

Раджа – владыка, король

Сиддха – совершенный

Сукха – простой, лекгий, приятный

Шава, мрита – труп, мертвец

 

В названиях пранаямы используются следующие термины;

Пурака – вдох (наполнение)
Речака – выдох (опустошение)
Кумбхака – задержка (горшок)
Мудра – печать, знак
Бандха – оковы, замок
Мула – корень
Джала – сеть
Дхара – верхнее напряжение
Уддияна – взлет
Наули – волна
Нади – энергетические каналы
Пингала – правый канал
Ида – левый канал
Сушумна — центральный канал
Шодхана – очищать, чистить
Сурья – солнце
Чандра – луна
Бхедана – проникать, пронизывать
Ситали – прохладный
Ситкари – охлаждающая
Бхрамари – черная пчела
Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть)
Анулома – по направлению
Бхастрика – кузнечные меха
Капала – череп
Бхати – сияние, сияющий
Уд – вверх
Джайя – победа
Сутра – нить
Джала – вода
Нети – очищение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как называются позы в йоге

Хатха йога зародилась в Индии, поэтому названия поз в йоге изначально даны на классическом древнем индийском языке – санскрите. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно запомнить, как называются позы в йоге – уж слишком непривычны для русского уха эти названия. Постепенно с практикой названия асан на санскрите запоминаются. Особенно легко это происходит в том случае, если усвоить значение основных слов и принципы образования названий асан. На семинарах индийских, западных и ведущих российских преподавателей йоги по методу Айенгара звучат названия поз в йоге именно на классическом древнем языке.

В книге Б.К.С. Айенгара «Йоги Дипика» можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык, затем эту книгу перевели на русский. Изучение корней названий поз йоги и философских терминов прояснит значение понятий, названных на древнем языке, и углубит понимание названий поз и практики в целом. Например, коренное слово āsana, которое мы обычно переводим как поза, — это ās, что означает присутствовать, сидеть тихо, продолжать делать что угодно без перерыва. Разве это не объясняет немного больше то, что вы делаете на коврике? 

Без понимания санскрита значение поз и философских терминов может быть искажено и изменено в переводе на другие языки. Например, слово дхарма на санскрите происходит от корня слова dhir, что означает «удерживать». Таким образом, дхарма буквально означает то, что держится, твердое, в совокупности удерживаемое универсальным законом. Вы узнаете кое-что новое о своем родном русском языке, если будете знать некоторые названия на санскрите. Санскрит и русский язык являются родственными. Вот почему некоторые санскритские слова, которые вы уже знаете, могут предложить новое понимание русского языка!

В этой статье представлены санскритские корни поз в йоге согласно книге Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика», разделенные на тематические группы. В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положения тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.

1. Числительные: 

  • Эка – один (Эка Пада Ширшасана, Эка Пада Сарвангасана).
  • Дви – два (Дви Пада Ширшасана, Дви Пада Каундиниасана).
  • Три – три (Уттхита Триконасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасана). 
  • Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана). 
  • Панча – пять. 
  • Шат – шесть. 
  • Сапта – семь. 
  • Ашта – восемь (Аштавакрасана). 
  • Нава – девять. 
  • Даша – десять.

2. Части тела: 

  • Ангуштха – большой палец ноги (Супта Падангуштхасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана). 
  • Бхуджа – рука, плечо (Бхуджангасана I, II). 
  • Ганда – щека, сторона лица (включая висок) (Ганда Бхерундасана). 
  • Джану – колено (Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана). 
  • Джатхара – живот, желудок (Джатхара Паривартанасана). 
  • Карна – ухо (Карнапидасана, Акарна Дханурасана). 
  • Мукха – лицо, рот (Гомухасана, Урдхва Мукха Шванасана). 
  • Пада – стопа, нога (Падангуштхасана, Падахастасана). 
  • Паршва – край, бок; боковой (Паршва Ширшасана, Паршваика Пада Ширшасана). 
  • Хаста – кисть руки (Баддха Хаста Ширшасана). 
  • Ширша – голова (Ширшасана).

3. Названия части, целого, геометрические фигуры: 

  • Анга – тело, часть его, один из членов; составная часть (Нираламба Сарвангасана I, II). 
  • Ардха – половина (Ардха Чандрасана, Ардха Матсиендрасана). 
  • Кона – угол (Упавиштха Конасана, Самаконасана). 
  • Мандала – круг; также означает собрание, раздел «Ригведы» (Мандаласана). 
  • Парипурна – цельный, полный (Парипурна Матсиендрасана). 
  • Пурна – полный (Парипурна Навасана). 
  • Сарва – весь, целиком (Саламба Сарвангасана I, II).

4. Положение в пространстве: 

  • Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана, Адхо Мукха Врикшасана). 
  • Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана, Дви Пада Випарита Дандасана). 
  • Паривартана – поворачиваемый, разворачиваемый (Джатхара Паривартанасана). 
  • Паривритта – повёрнутый, развернутый (Правритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана). 
  • Пашчима – запад; задняя часть тела с головы до пят (Пашчимоттанасана). 
  • Пурва – восток; передняя сторона тела (Пурвоттанасана). 
  • Сама – тот же самый, такой же, ровный, прямой (Самаконасана). 
  • Супта – спящий (Супта Вирасана, Супта Падангуштхасана). 
  • Упавиштха – сидя (Упавиштха Конасана). 
  • Урдхва – поднятый, направленный кверху, вверх (Урдхва Мукха Шванасана, Урдхва Дханурасана).

5. Действия с телом: 

  • Баддха – связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный. (Баддха Конасана, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана). 
  • Лола – дрожащий, раскачивающийся как маятник, болтающийся (Лоласана). 
  • Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана). 
  • Пида – боль, страдание, давление (Карнапидасана, Бхуджапидасана). 
  • Прасарита – расправленный, растянутый (Прасарита Падоттанасана, Урдхва Прасарита Падасана). 
  • Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана). 
  • Стхити – стабильность (Самастхити).
  • Утката – мощный, яростный (Уткатасана). 
  • Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Уттана Майюрасана). 
  • Уттхита – поднятый, расширенный, вытянутый (Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана).

6. Предметы: 

  • Ваджра – удар молнии; молния — оружие Индры (Ваджрасана, Супта Ваджрасана). 
  • Данда – посох (Йогадандасана, Дви Пада Випарита Дандасана). 
  • Дхану – лук (для стрельбы) (Дханурасана, Падангуштха Дханурасана). 
  • Мала – гирлянда, венок (Маласана I, II). 
  • Нава – лодка (Парипурна Навасана). Парвата – гора (Парватасана). 
  • Парианка – кровать, кушетка, диван (Парианкасана). 
  • Паригха – деревянный или железный брус — засов для ворот (Паригхасана). 
  • Паша – узы, ловушка, петля (Пашасана). 
  • Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана, Эка Пада Сету Бандха Сарвангасана). 
  • Тада – гора (Тадасана). 
  • Тола – весы (Толасана). 
  • Хала – плуг (Халасана). 
  • Чакра – колесо, плуг (Чакрасана, Чакра Бандхасана). Считается, что энергия (прана) течет в человеческом теле по трем главным каналам (нади): Сушумна, Пингала и Ида. Сушумна расположена внутри позвоночного столба, Пингала начинается с правой ноздри, а Ида — с левой ноздри, затем они поднимаются к темени, а оттуда опускаются к основанию позвоночника. Эти два нади пересекаются друг с другом, а также с Сушумной. Эти соединения нади называют чакрами — маховиками, регулирующими механизм тела. Наиболее важные чакры: (1) Муладхара (мула — корень, источник; адхара — опора, жизненно важная часть) расположена в области таза над анусом; (2) Свадхиштхана (сва — жизненная сила, душа; адхиштхана — обитель, вместилище) находится над детородными органами; (3) Манипурака (манипура — пупок) расположена в пупке; (4) Манас — ум и (5) Сурья (солнце) расположены между пупком и сердцем; (6) Анахата (небьющийся) расположена в области сердца; (7) Вишуддха (чистый) — в области гортани; (8) Аджна (приказ) — между бровями; (9) Сахасрара (тысяча) — так называется тысячелепестковый лотос в мозговой полости; (10) Лалата (лоб) находится в верхней части лба. 
  • Чандра – луна (Ардха Чандрасана).

7. Животные: 

  • Бака – журавль, болотная птица (Бакасана). 
  • Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана). 
  • Бхуджанга – змея (Бхуджангасана). 
  • Ватаяна – лошадь (Ватаянасана). 
  • Вришчика – скорпион (Вричикасана). 
  • Гаруда – орёл (Гарудасана). 
  • Го – корова (Гомукхасана). 
  • Капинджала – мифическая птица, пьющая, как считают, только росу (Капинджаласана). 
  • Капота – горлица, голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана). 
  • Краунча – птица вроде цапли, название горы (Краунчасана). 
  • Курма – черепаха (Курмасана). 
  • Макара, накра – крокодил (Макарасана). 
  • Матсья – рыба (Матсиасана). 
  • Майюра – павлин (Майюрасана). 
  • Пинча – перо (Пинча Маюрасана). 
  • Симха – лев (Симхасана). 
  • Уштра – верблюд (Уштрасана). 
  • Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана). 
  • Чакора – разновидность куропатки, питающаяся солнечными лучами (Чакорасана). 
  • Шалабха – саранча (Шалабхасана). 
  • Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана).

8. Растения: 

  • Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана).
  • Канда – луковица, узел (Кандасана).
  • Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).

9. Человеческие состояния: 

  • Буддхи – интеллект, рассудок, различение, суждение (Буддхасана). 
  • Бхайрава – страшный, ужасный; один из обликов Шивы (Кала Бхайравасана). 
  • Бхерунда – страшный, ужасный; также название вида птиц (Ганда Бхерундасана). 
  • Вира – герой (Вирасана, Виранчиасана I, II). 
  • Гарбха – чрево, утроба (Гарбха Пиндасана). 
  • Маха – великий, могучий, величественный, благородный (Маха Мудра). 
  • Нидра – сон (Йога-нидра). 
  • Пинда – зародыш (Гарбха Пиндасана). 
  • Раджа – царь, правитель (Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана).
  • Сиддха – мудрец, провидец, пророк; также полубожественное существо великой чистоты и святости (Сиддхасана). 
  • Сукха – cчастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт (Сукхасана). 
  • Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана, Мритасана).

10. Имена героев индийского эпоса: 

  • Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана). 
  • Аштавакра – человек, чье тело искривлено в восьми местах; имя мудреца, который появился на свет уродом, но стал, несмотря на то, духовным воспитателем Джанаки, митильского царя (Аштавакрасана). 
  • Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана I, II). 
  • Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана I, II). 
  • Васиштха – знаменитый мудрец, автор нескольких гимнов «Ригведы» (Васиштхасана). 
  • Вирабхадра – могучий герой, созданный из косматых волос Шивы (Врабхадрасана I, II, III). 
  • Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана). 
  • Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана). 
  • Горакша – имя великого мастера хатха-йоги, переводится как пастух (Горокшасана). 
  • Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане).
  • Каундинья – мудрец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана). 
  • Кашьяпа – легендарный мудрец, супруг Адити и Дити, сын Маричи, один из богов — прародителей всего живого (Кашьяпасана).
  • Маричи – имя одного из сыновей Брахмы, он был мудрецом и отцом Кашьяпы (Маричасана I, II, III, IV). 
  • Матсиендра – один из основателей хатха-йоги (Ардха Матсиедрасана I, II, III, Парипурна Матсиендрасана). 
  • Натараджа – имя Шивы, Бога танца (Натараджасана). 
  • Ручика – мудрец, дед Парашурамы (Ручикасана). 
  • Сканда – одно из имен Бога войны Картикеи, сына Шивы (Скандасана). 
  • Тривикрама – пятое воплощение Вишну, тремя шагами (крама) перешагнувшего через всю землю, рай и ад (Супта Тривикрамасана).
  • Хануман – могущественный вождь обезьян, необычайно сильный и ловкий, чьи подвиги воспеты в эпосе «Рамаяна», cын Анджаны и Бога ветра Ваю (Хануманасана). 

11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы: 

  • Анулома – нормальный, правильный, в естественном порядке. 
  • Бандха – узы, оковы, поза, при которой происходит сокращение и управление какими-либо органами или частями тела. 
  • Бхастрика – кузнечный мех, тип пранаямы с энергичными вдохами и выдохами, напоминающими работу кузнечных мехов. 
  • Бхати – поклонение, обожание. 
  • Бхедана – прокалывание, проникание, пронизывание. 
  • Бхрамари – тип пранаямы, при котором выдох сопровождается мягким жужжащим звуком, напоминающим гудение мух. 
  • Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть), против естественного хода вещей. 
  • Джайя – победа, завоевание, также означает контроль, овладение. 
  • Ида – нади, канал, по которому течет энергия. Начинается в левой ноздре, оттуда идет к темени, от темени спускается к основанию позвоночника. Называется также Чандра нади, т.е. каналом лунной энергии, поскольку она передается по нему. 
  • Капала – череп. 
  • Кумбхака – промежуток времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха. 
  • Мудра – печать; запечатывающая поза. 
  • Мула – корень. основание. Нади – энергетические каналы. 
  • Наули – волна. 
  • Нети – трубчатый орган тонкого тела, по которому течет энергия. Он состоит из трех слоев, покрывающих друг друга, как изоляция электропровода. Внутренний слой называется сира, средний — дамани, наружный — нади (как и весь орган в целом). 
  • Пингала – нади, или энергетический канал; начинается от правой ноздри, оттуда идет к темени, а затем вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему движется солнечная энергия, он называется также Сурья нади. Пингала значит «рыжеватый», «красноватый». 
  • Пурака – вдох (наполнение). 
  • Речака – выдох (опустошение легких). 
  • Сурья – солнце. 
  • Сушумна — главный канал, расположенный внутри позвоночного столба. 
  • Уддияна – узы или оковы. Здесь диафрагма высоко поднимается в грудной полости, а брюшные органы втягиваются назад, к позвоночнику. Уддияна андха побуждает великую птицу Прану (жизнь) взлететь вверх по Сушумна нади. 
  • Чандра – луна. 
  • Шодхана – очищение, чистка.

Арифметика йоги. Сколько существует асан?

Нет точного понимания, когда именно зародилась йога, но большинство ученых относят её возникновение к ведическим временам (около 1700—1100 гг. до н. э). Такое мнение основано на упоминании йоги в «Ригведе», где она ассоциировалась с жертвенным культом, и представляла собой чтение мантр и пение гимнов. Об асанах в те времена речи не было.

Также есть версия, что йога существовала и в доведический период, но знания тогда передавались из уст в уста, поэтому никаких письменных источников не сохранилось.

Что касается современной йоги, то её истоки принято относить к трактату «Йога Сутры» Патанджали (5 век до н.э.), в котором впервые были изложены основные принципы йоги в письменном виде. Однако, придя на занятие йогой сегодня, вы увидите множество замысловатых поз, в самых разных положениях тела: стоя, лёжа, сидя, вверх ногами и т.д. А в вышеуказанном тексте об асане говорится только, что это «неподвижная и удобная поза». Таким образом, в «Йога Сутрах» не называется ни одна конкретная асана.

Есть ещё одна теория, согласно которой, практика Хатха-йоги является ответвлением традиции натхов («шиваизм Горакшанатха»), корни которой также уходят в глубокую древность (2500—1500 г. до н. э.). В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с 7 по 12 века н. э., её основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. В этих текстах уже можно встретить небольшое количество асан, но оно всё равно на порядок меньше, чем практикуется сегодня.

шиваШива

Так в «Горакша Самхите» («Горакша Паддхати»), одном из самых ранних текстов данной традиции, написано: «Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8,4млн. поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84».

То есть, существуют 8,4млн. живых существ (заметьте, что эта цифра мало чем отличается от подсчётов современных учёных, по оценкам которых на Земле обитают 8,7млн. видов живых организмов), но описано в тексте всего 2 асаны — сиддхасана и падмасана.

В «Шива Самхите» (авторитетный и высоко почитаемый текст, целиком посвящённый йогической практике) приводится всего 6 поз: сиддхасана, падмасана, свастикасан, уграсана, ваджрасана, гомукхасана.

В «Хатха-йога Прадипике» описано 16 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра, уткатасана

шива

Другой текст – «Гхеранда Самхита»(17век) — повторяет утверждение из «Горакша Самхиты»: «Из сотен тысяч асан, 84 объяснены Шивой», и до-полняет его небольшим уточнением — «32 из них можно использовать людям в этом мире» (сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга, йогасана, сукхасана).

Есть ещё несколько текстов по йоге, в которых есть упоминания об асанах.

«Тирумандирам» Тирумулара (12век) — классический текст Йоги и Тантры освещает 8 асан: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана В «Хатхаратнавали» Шринивасы (17 век) – 36 асан: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, го-мукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Но, уже со второй половины 18 века количество асан начинает увеличиваться, и в тексте «Джогапрадипика» Джаятарамы (18 век) уже описывается 84 асаны.

Так скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн исследовал все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, и сделал вывод, что практика асан развивалась столетиями. Все асаны, которые ему удалось отыскать в тех или иных текстах, учёный объединил в своей работе — «84 асаны йоги».

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (19-й век) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине (т.е. данный текст послужил прародителем современных «пропсов»).

Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своего стиля йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши — древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи».

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются.

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины 20 века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями.

В Йога Дипике Айенгара можно найти описания 200 поз.

А в 1975 году Шри Дхарма Миттра «перерыл» все трактаты, обратился за помощью ко всем известным йогам Индии, и в итоге у него получилось 908 асан (вместе с вариациями – 1300).

Но откуда же взялось целых 1300 асан?

Здесь может быть несколько источников.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса — формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Вплоть до 18 века натхи-саньясины также практиковали аскезу и сложные асаны. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.

Ещё один вариант — откуда появились разнообразные асаны — они могли «прийти» из традиций воинского искусства.

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)».

поза лучникаПоза лучника

Известно, что в средние века натхи были очень влиятельны. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Вот почему часть асан могла прийти из воинской подготовки (к слову сказать, боевому искусству посвящена одна из шести Упавед – Дханурведа). Возможно, именно из традиций малла пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Существуют многочисленные изображения высших существ, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя.

Также, 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, где движения божества напоминают современные асаны. Например, lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; sakramandalam — похожа на маласану, athikrantham — мост, sagadasyam — дханурасана и др.

Впрочем, и классический индийский танец, основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, натараджасана, капотасана, врикшасана, часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Все это говорит о том, что ничто не постоянно: меняется жизнь, меняется человек, меняется мир вокруг, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь к потребностям современного человека.

Есть более древние асаны, которые упоминаются в писаниях, а есть и более современные, введенные в практику мудрецами. Некоторые асаны имеют названия животных, предметов, а другие названы в честь создавших эти позы йогов. Также существуют асаны, названные по сходству (например, Триконасана).

Как говорил один из исследователей йоги Норман Сьоман: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги».

Но важно помнить, что, сколько бы асан ни существовало, и откуда бы они ни появились, это — всего лишь позы, которые являются частью целостной системы саморазвития. А истинная йога подразумевает, в первую очередь, работу с сознанием.

Помните об этом.

Ом!

Список литературы:

  1. Марк Синглтон. «Тело йоги»
  2. Гудрун Бюнеманн. «84 асаны йоги»
  3. Норман Сьоман. «Йогическая традиция майсорского дворца»
  4. Георг Ферштайн. «Энциклопедия йоги»
  5. «Хатха-йога Прадипика»
  6. Айенгар Б. К. С. «Йога Дипика. Прояснение йоги»
  7. Йога Сутры Патанджали
  8. Гхеранда Самхита
поза лучника

Асаны йоги, описания, техника выполнения, фото, видео

Подробный разбор асан: вход и выход из асан, техника выполнения, возможные усложнения, распространённые ошибки, противопоказания, фото и видео правильной отстройки асан.

парная йога

10/12/2017

4 842 просмотров

парная йога

12/10/2017

4 846 просмотров

просты йога позы

11/09/2017

1 934 просмотров

Поза Воина Вирабхадры 1 (Вирабхадрасана 1)

28/12/2016

1 372 просмотров

Уттхита Триконасана (Поза Треугольника)

28/12/2016

1 025 просмотров

Собака Мордой Вверх (Урдхва Мукха Шванасана)

28/12/2016

475 просмотров

Вирабхадрасана 2 (Поза Воина Вирабхадры 2)

28/12/2016

845 просмотров

Анджанеясана (Поза Молодой Луны)

28/12/2016

592 просмотров

Уттанасана (Глубокий Наклон Вперёд Стоя)

28/12/2016

811 просмотров

Адхо Мукха Швансана (Собака Мордой Вниз)

26/12/2016

458 просмотров

Пашчимоттанасана (Наклон Вперёд Сидя)

26/12/2016

395 просмотров

Джану Ширшасана (Поза Головы к Колену)

21/12/2016

889 просмотров

Асаны йоги | YOGA sutra

«Гаруда» значит орел. Гаруда, в индуистской мифологии царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Гарудасана — поза орла. Подробнее Для того, чтобы выполнять асаны равновесия, необходимо упражняться в концентрации и прибегать к маленьким уловкам. Например, врикшасана бывает облегчена, если смотреть в 1 точку при ее выполнении. Подробнее
Virabhadra — имя могучего мифического воина (Vira — воин, bhadra — лучший). Воин, сотворённый Шивой из собственных волос, оттуда и пошло название вирабхадрасана. Подробнее От слов «эка» — один, «пада» — нога или стопа, «капота» — горлица или голубь. Раджакапота — это царь голубей. В этой асане грудь выпячивается вперед, как у голубя. Подробнее
Virabhadra — имя могучего мифического воина (Vira — воин, bhadra — лучший). Воин, сотворённый Шивой из собственных волос. Подробнее Virabhadra — имя могучего мифического воина (Vira — воин, bhadra — лучший). Воин, сотворённый Шивой из собственных волос. Подробнее
От слова «vrschana» — скорпион. Чтобы ужалить свою жертву, скорпион выгибает хвост над спиной, а затем ударяет им за головой. Эта поза напоминает скорпиона, готовящегося к нападению. Подробнее От слов «pincha» — подбородок или перо и «mауurа» — павлин. Когда приближается сезон дождей, павлины танцуют. Они поднимают обычно опущенные хвостовые перья чуть назад. Подробнее
От слова «dhanus» — лук. Кисти действуют, как тетива лука. Они тянут голову, туловище и ноги кверху, так что человек в этой асане похож на согнутый лук, который натянут к стрельбе готов. Подробнее От слова «salabha» — саранча. Поза напоминает седящую на земле саранчу, отсюда и название. Существует несколько вариантов выполнения асаны салабхасана. Подробнее
От слова «bhujanga» — змея; дракон. В этой позе надо лечь плашмя на пол, лицом вниз, поднять туловище вверх и откинуть голову назад, как змея, готовая… Подробнее Название переводится как «Поза моста»: setu — мост, bandha — связывание… Подробнее
От слова «матсия» — рыба. Эта асана посвящена Матсие — рыбе, одному из воплощений Вишну — источника и хранителя Вселенной и всех вещей… Подробнее Название переводится как «Стойка на голове с поддержкой»: sa-c, alamba — опора, поддержка, sirsa — голова… Подробнее
Название переводится как «стойка на плечах с поддержкой»: salamba — с поддержкой (sa — с, alamba — поддержка), sarva — все, anga — конечности. Слово «саламба» … Подробнее Слово «hala» означает «плуг». Поэтому это «поза плуга». Эта асана служит связующим звеном между асанами, растягивающими заднюю поверх­ность тела из… Подробнее
Термин «pascima» означает «задний; западный».«Уттана» (uttana),- «вытянутый, растянутый; лежащий на спине; прямой».Один из вариантов… Подробнее Поза «Голова к колену». От слов «janu» — колено и «shiras» — голова. В этой сидячей позе одна нога вытянута, другая согнута в колене. Затем стопа вытянутой … Подробнее
Перевод названия с санскрита Ardha Matsyendrasana — (ardha — половина, indra — правитель, господин) — половина позы повелителя рыб. Но асана наз… Подробнее Поза «Угол в положении сидя». От слов «upavistha» — сидя «kona» — угол .. Подробнее
Uttanasana переводится как «растянутая поза». Название образовано от «ut» — частицы, обозначающей нарочитую интенсивность, и глагола «tan» Подробнее Поза «Вытянутый горизонтальный упор». От слов «chatur» — четыре, «anga» — конечность, «danda» — палка, посох. Подробнее
От слов «адхо мукха» — лицом вниз, «швана» — собака. Поза напоминает потягивающуюся собаку, головой и передними лапами книзу, а задними лапами кверху, отсюда название. Подробнее В переводе с санскрита bака — журавль. Бакасана — поза журавля. Тело в этой позе напоминает журавля, шагающего по воде, отсюда название бакасана. Подробнее
Поза «перевернутого лука». От слов «chatur» — вверх, «dhanu» — лук. Эта асана также известна как задний мост или полуколесо. Эта асана укрепляет руки, ноги, жив… Подробнее Перевод названия с санскрита Ardha Matsyen-drasana — (ardha — половина, indra — правитель, господин) — половина позы повелителя рыб. Подробнее

10 лучших асан для ежедневной практики и всех уровней подготовки

Каждая из предложенных ниже десяти поз имеет несколько модификаций для каждого уровня подготовки и помогает избавиться от боли в поясничном отделе и шее, ощущения скованности в бёдрах и других проблем, которыми так щедро наградил нас сидячий образ жизни.

Не ленитесь и не забывайте уделять время своему здоровью. Всего 10–15 минут в день, потраченные на тренировку, помогут обрести хорошую физическую форму и избавиться от проблем со здоровьем.

Маласана (поза гирлянды)

асаны йоги: МаласанаYogajournal.com

Маласана расслабляет нижнюю часть спины и раскрывает тазобедренные суставы.

Лёгкий уровень сложности. Сядьте на корточки, стопы на ширине таза и полностью прижаты к полу, носки слегка развёрнуты наружу. Если не удаётся опустить пятки на коврик, подложите под них скрученное полотенце или блоки для йоги. При болевых ощущениях в коленях также можно подложить полотенце, свёрнутое в валик, или блок под таз. Руки упираются в пол.

Средний уровень сложности. На этом этапе вы можете подключить руки для более сильного раскрытия тазобедренных суставов. Находясь в положении сидя, наклонитесь немного вперёд, соедините ладони и заведите их между ног так, чтобы они находились на уровне груди, а верхняя часть руки и локти с силой упирались во внутреннюю поверхность бёдер. Грудная клетка раскрывается и стремится по направлению к большим пальцам.

Высокий уровень сложности. Традиционно поза гирлянды выполняется с ногами вместе. Колени разведены в стороны, корпус наклонён вперёд, как на фотографии. Выпрямленный руки заведены за колени с внешней стороны и развёрнуты ладонями вверх.

Если вы чувствуете сильное напряжение в нижней части спины, лучше выполнять это упражнение, ставя ноги чуть шире таза.

Рекомендуется задержаться в этом положении на 8–10 дыхательных циклов.

Чатуранга Дандасана (поза посоха на четырёх опорах)

асаны йоги: Чатуранга ДандасанаYogajournal.com

Чатуранга является одной из самых распространённых асан в виньясе. Она укрепляет руки и ноги, тонизирует органы брюшной полости. Во время выполнения этой позы очень важна правильная техника, так как спешка чревата травмами поясницы.

Лёгкий уровень сложности. У многих новичков недостаточно силы в руках и мышцах брюшного пресса, чтобы выполнить правильное полноценное выравнивание, поэтому таким людям рекомендуется начать практику с упора на колени. Важно сфокусироваться на мышцах в нижней части живота — это помогает предотвратить прогиб в пояснице. Локти должны быть плотно прижаты к рёбрам и находиться чётко над запястьями.

Встаньте в позицию планки. Упор приходится на выпрямленные руки, ладони находятся чётко под плечами. Опустите ноги на колени, втяните живот и согните руки в локтях, будто бы выполняете отжимание узким хватом.

Средний уровень сложности. В более сложном варианте вы начинаете вытягивать своё тело так, чтобы грудь шла вперёд, а копчик — назад, к пяткам. При этом локти по-прежнему должны находиться над запястьями. Следите за тем, чтобы живот был постоянно втянут (пупок стремится к позвоночнику), иначе таз начнёт подниматься.

Высокий уровень сложности. Этот вариант усложняется упором на носки (колени отрываются от пола). Тело вытягивается в струну, живот втянут, поясница плоская, взгляд направлен в пол. Таз должен находиться на одном уровне с плечами и грудной клеткой, носки составляют одну линию с пятками. Для первого раза можно упереть стопы в стену, чтобы принять и запомнить правильную позицию.

Задержитесь в этой асане на 1–3 дыхательных цикла.

Уттхита Триконасана (поза вытянутого треугольника)

асаны йоги: Уттхита ТриконасанаYogajournal.com

Эта асана отлично помогает справиться с ощущением натянутости в нижней части спины, укрепляет мышцы кора, бёдра, колени и лодыжки, раскрывает всё тело.

Лёгкий уровень сложности. Как правило, новички не могут удержать равновесие, пытаясь сразу дотянуться ладонью до ступни. В этом случае рекомендуется не делать этого, а поместить ладонь на блок рядом с голенью либо упереться в ногу на уровне колена или чуть ниже.

Средний уровень сложности. Теперь пришло время обратить особое внимание на положение своего таза и состояние грудной клетки. Обычно люди оттопыривают заднюю часть и раздувают грудь. Вам нужно сосредоточиться на ощущениях в грудной клетке и стянуть свои рёбра в корсет. Нижняя часть живота также втягивается, освобождая место в нижней части спины.

Высокий уровень сложности. Вам нужно расположить торс и переднюю ногу в одной плоскости и параллельно полу. Живот втянут, позвоночник вытягивается, таз подаётся немного вперёд, чтобы он не оттопыривался. В этом положении смотрите на вытянутую вверх свободную руку и старайтесь развернуть грудную клетку в этом же направлении. Если получится, старайтесь опустить опорную руку как можно ниже.

Рекомендуется задержаться в этом положении на 10–15 дыхательных циклов.

Банарасана I (поза высокого выпада вперёд)

асаны йоги: Банарасана IYogajournal.com

Банарасана раскрывает тазобедренные суставы и поясничный отдел, расправляет грудную клетку и укрепляет ноги.

Лёгкий уровень сложности. Основная проблема этой позы — удержание равновесия. Это легко исправить — просто смотрите вниз, зафиксировав взгляд на выбранной вами точке. Убедитесь в том, что ваши ноги находятся на ширине плеч — это сделает вас более устойчивыми.

Средний уровень сложности. Как только вы разобрались с балансом, пришло время двигаться дальше. Очень часто люди наклоняются вперёд, хотя делать этого не нужно. Это приводит к ощущению натянутости в нижней части спины и задней ноге. Согните заднее колено настолько, чтобы этого было достаточно для обеспечения более устойчивого положения. Как только почувствуете, что приняли нужное положение, подтяните таз немного вперёд и постарайтесь аккуратно снова выпрямить заднюю ногу. Ничего страшного, если она останется чуть согнутой.

Высокий уровень сложности. Теперь попробуйте добавить элемент прогиба в верхней части тела. Выпрямите руки над головой. Можете соединить их, сцепив ладони в замок и выпрямив прижатые друг к другу указательные пальцы. Шея расслаблена, голова немного запрокинута назад. Старайтесь опустить плечи и как можно шире раскрыть грудную клетку, не бросайте таз вперёд.

Рекомендуется задержаться в этой позе на 8–10 дыхательных циклов.

Паривритта Уткатасана II (поза скрученного стула)

асаны йоги: Паривритта Уткатасана IIYogajournal.com

Поза скрученного стула хорошо раскрывает плечевой пояс, укрепляет мышцы бёдер, развивает чувство баланса и учит выполнять скручивания.

Лёгкий уровень сложности. Для начала просто попробуйте выполнить позу стула: встаньте прямо, руки вытяните над головой и слегка согните колени.

Средний уровень сложности. Теперь пришло время выполнить лёгкое скручивание. Для этого сложите руки в молитвенном жесте (Анджали-мудра): ладони прижмите друг к другу, локти разведите в стороны. Затем надавите на ладони как можно сильнее и разверните корпус в сторону.

Высокий уровень сложности. Для полноценного разворота в сторону наклонитесь ещё ниже и постарайтесь завести нижнюю руку за внешнюю сторону колена, локоть смотрит вниз на стопу. Одновременно с этим старайтесь вытянуть верхнюю руку вверх и отвести немного назад. Для усиления скручивания толкайте ногу локтем нижней руки.

Рекомендуется задержаться в этой позе на 8–10 дыхательных циклов.

Ширшасана II (стойка на голове с упором на кисти)

асаны йоги: Ширшасана IIYogajournal.com

Ширшасана II — одна из самых простых перевёрнутых поз, так как имеет самую большую опору.

Лёгкий уровень сложности. Сядьте на коврик и подготовьте руки для работы в качестве опоры, расположив ладони на ширине плеч. Мысленно нарисуйте треугольник, в котором ладони являются основанием, и упритесь в вершине макушкой в коврик. Угол в локтях должен составлять 90 градусов, сами локти должны быть расположены над ладонями. Выпрямите ноги и постарайтесь подвинуть ступни как можно ближе к рукам, выводя таз наверх.

Средний уровень сложности. Не выходя из этого положения, постарайтесь ещё подвинуть ноги и, согнув одно колено, расположить его на верхней части одноимённой руки, подтянув как можно ближе к подмышке. Затем попробуйте выполнить то же самое действие со второй ногой, предварительно выпрямив первую. Вес во время всех этих манипуляций должен приходиться на руки.

Высокий уровень сложности. Теперь пришло время оторвать ноги от пола и вытолкнуть вверх. Для этого согните оба колена, подтяните ноги как можно ближе к корпусу и одновременно вытолкните их вверх, как будто толкаете пушечное ядро. Живот втянут, ноги напряжены. Постарайтесь задержаться в этом положении хотя бы на несколько секунд.

Если не получается вытолкнуть одновременно обе ноги, попробуйте сначала выпрямить одну ногу и задержаться в таком положении на несколько секунд, почувствовать баланс. Затем вернуть её на место и выпрямить вторую. После того, как вы зафиксируете для себя ощущение равновесия, снова попробуйте проделать это упражнение одновременно обеими ногами.

Помните о том, что основной вес всегда должен быть перенесён на руки, живот втянут, спина плоская (без прогибов в пояснице).

После выполнения стойки на голове отдохните в позе ребёнка 20–30 секунд.

Саламба Сету Бандха Сарвангасана (поза моста с поддержкой)

асаны йоги: Саламба Сету Бандха СарвангасанаYogajournal.com

Традиционная поза моста («мостик») нравится немногим. В отличие от неё, поза моста с поддержкой благодаря поддерживающему блоку позволяет спокойно находиться в таком положении довольно продолжительное время. Это замечательная модификация стойки на плечах, которая помогает расслабить фронтальную часть тела и позвоночник.

Лёгкий уровень сложности. Для начала разместите блок под нижней частью спины, положив его на более длинную и плоскую сторону.

Средний уровень сложности. Теперь усложните задачу. Разверните блок и поставьте его на длинное и узкое ребро. Для этого вам, возможно, нужно будет приподняться на носочки и расположить его в нижней части спины. Обнимите себя за плечи.

Высокий уровень сложности. Заключительный шаг: разверните блок узким и коротким ребром и расположите его под нижней частью спины. Руки разведите в стороны и положите на пол. Можете попробовать поочерёдно выпрямлять ноги, вытягивая их вверх, и задерживаться в такой позиции на несколько секунд.

Рекомендуется задержаться в стандартной (без подъёма ног) позе на 30–60 секунд.

Уштрасана (поза верблюда)

асаны йоги: УштрасанаYogajournal.com

Поза верблюда исправляет осанку, борется с сутулостью, вытягивает мышцы передней части тела (брюшного пресса, грудных, передних паховых и бёдер).

Лёгкий уровень сложности. Встаньте на голени, колени расположите на ширине плеч. Обнимите руками бёдра, заставляя копчик опуститься вниз, выталкивая живот вверх для нейтрализации таза. Упритесь руками в бёдра и раскройтесь плечи, слегка запрокинув голову назад и двигая грудную клетку вверх. Задержитесь в таком положении на восемь дыхательных циклов.

Средний уровень сложности. Выполните всё то же самое, но на этот раз не упирайтесь руками в бёдра, а подверните пальцы ног так, чтобы они упирались в пол. Пусть свободно свисают вниз. Попробуйте достать ими до пяток. Следите за тем, чтобы грудь была расправлена и тянулась вверх, а бёдра находились на одной линии с коленями.

Высокий уровень сложности. Снова проделайте все предыдущие шаги, но на этот раз стопа должна плашмя лежать на полу, голова свободно откинута назад, а руки упираются в пятки. Помните, что таз, бёдра и колени должны находиться на одной линии, плечи развёрнуты, грудная клетка тянется вверх.

Рекомендуется задержаться в этой позе на 3–5 дыхательных циклов.

Джану Ширшасана (поза головы на колене)

асаны йоги: Джану ШиршасанаYogajournal.com

Эта асана замечательно расслабляет подколенные сухожилия и икроножные мышцы и раскрывает тазобедренные суставы.

Лёгкий уровень сложности. Сядьте на свёрнутое одеяло, полотенце или блок. Одну ногу выпрямите вперёд, вторую согните в колене, стопа направлена вовнутрь. Возьмите полотенце или ремень и накиньте его на стопу выпрямленной ноги. Держась за оба конца полотенца, постарайтесь выпрямить спину. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях в этом положении. Попробуйте аккуратно подтянуть себя ремнём к бедру рабочей ноги, которая может оставаться слегка согнутой в колене.

Средний уровень сложности. Для усложнения упражнения вдохните и вытяните позвоночник. На выдохе втяните живот и разверните корпус так, чтобы ваш пупок тянулся к колену выпрямленной ноги. Постарайтесь задержаться в этом положении и одновременно попробуйте полностью выпрямить ногу. Если у вас получится, дальше наклоняйтесь вперёд, стараясь положить живот на бедро.

Высокий уровень сложности. Повторите все предыдущие пункты, уберите вспомогательный ремень и обхватите выпрямленную ногу руками. Вдохните и на выдохе с помощью рук постарайтесь опуститься как можно ниже, локти при этом разведите в сторону.

Рекомендуется задержаться в этой позе на 10 дыхательных циклов на каждую ногу.

Випарита Карани (поза согнутой свечи)

асаны йоги: Випарита КараниYogajournal.com

Эта поза идеально подходит для всех уровней подготовки. Она помогает отдохнуть после рабочего дня, расслабляет ноги и помогает бороться с бессонницей.

Лёгкий уровень сложности. Поместите свёрнутое в рулон одеяло возле стены. Сядьте на него боком так, чтобы одно бедро касалось стены. Теперь лягте на спину, развернувшись так, чтобы обе ноги оказались на стене, а таз оставался на возвышенности.

Средний уровень сложности. Просто уберите вспомогательный рулон из-под спины.

Рекомендуется задержаться в этой позе на 10–15 минут.

Как образуются названия асан: простой конструктор

Запомнить названия всех асан — задача не для слабых духом. Но если разобраться в морфологии, то делать этого и не придется: с помощью этих четырех таблиц вы сможете составить название асаны самостоятельно.

Числительные на санскрите

  • Один = ЭКА
  • Два = ДВИ
  • Три = ТРИ
  • Четыре = ЧАТУР
  • Пять = ПАНЧА
  • Шесть = ШАТ
  • Семь = САПТА
  • Восемь = АШТА
  • Девять = НАВА
  • Десять = ДАША

49796474_412439026170295_8058075754339593255_n.jpg

Части тела на санскрите

  • Большой палец = АНГУШТХА
  • Плечо = БХУДЖА
  • Колено = ДЖАНУ
  • Ухо = КАРНА
  • Лицо = МУКХА
  • Стопа = ПАДА
  • Бок = ПАРШВА
  • Рука = ХАСТА
  • Голова = ШИРША

50549674_347968745804369_2371041850830298818_n.jpg

Положение тела в пространстве

  • Вниз = АДХО
  • Перевернутый, обратный = ВИПАРИТА
  • Обращенный назад = ПАРИВРИТТА
  • Запад = ПАШЧИМА
  • Восток = ПУРВА
  • Ровный, прямой = САМА
  • Лёжа = СУПТА
  • Сидящий = УПАВИШТХА
  • Вверх = УРДХВА
  • Стоящий, вытянутый = УТТХИТА

50488044_1005480022969891_5205410791827028671_n.jpg

Растения, животные, предметы

  • Дерево = ВРИКША
  • Лотос = ПАДМА
  • Посох = ДАНДА
  • Кобра = БХУДЖАНГА
  • Голубь = КАПОТА
  • Кошка = МАРДЖАРИ
  • Рыба = МАТСЬЯ
  • Павлин = МАЮРА
  • Лев = СИМХА
  • Верблюд = УШТРА
  • Кузнечик, саранча = ШАЛАБХА
  • Собака = ШВАНА

В переводе слово «Санскрит» означает «Совершенный». И звучание этих слов содержит в себе больше, чем просто названия для физический упражнений. Выполняя асаны — вслушивайтесь в звучание.

Фото: susievanessayoga/instgaram.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *