Рациональное питание студентов
Всведение
Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Большинство населения с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни — все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.
Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.
Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.
В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов.
В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, многие не пользуются услугами столовой. В рационе питания студентов преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты.
При выборе продуктов следует учитывать ограниченность денежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов студентов достаточным количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).
Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходимо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20- 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это может привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу.
С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, которые являются источником пищевых волокон.
Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей — таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным, включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты — основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности. Жиры должны составлять около 30% от всей калорийности рациона, причем не менее трети от общего числа нужно использовать в виде растительных масел, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов, винегретов. Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.
Углеводы — это «топливо» клеток мозга. Хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад — это основные их источники, которые при избытке переходят в жиры, откладываясь в жировых депо. Помните, что 100 г карамели дают организму около 300-400 ккал, а выпечка, торты и т.д. — и того больше. Избыток таких «пустых» калорий может привести не только избытку жировых отложении, но и к ухудшению памяти.
А вот овощи и фрукты, зелень — это источники витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, их лучше употреблять в сыром виде в салатах, к тому же надо помнить, что 100 г овощей дают лишь 20-40 ккал.
Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время. Завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным, во время обеда необходима полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления (вермишель, картофельное пюре и разнообразные супы из пакетиков). На ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий чай, кофе, принимать вечером нежелательно. Во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве — овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой не забывайте включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.
Больше внимания необходимо уделять удовлетворению физиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых веществах, часто являющихся дефицитными, а именно в витаминах: С, А, В, В2, ВВ, а также соблюдению рекомендуемых соотношений кальция и фосфора (1, 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).
В качестве источников витамина С необходимо использован» отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.
С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники бетакаротина, такие, например, как морковь (с жирами).
Исключительно важно соблюдать принципы сбалансированного питания в период экзаменационных сессий. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.
Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3-х-4-х кратным.
Особое внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен содержать 25- 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.
Особенности питания студентов
За день студент должен получать трёхразовое питание. Рассмотрим обычный будний день обычного студента. Занятия длятся 6-8 часов, получается, что одно питание выпадает из рациона из-за нехватки времени. Как быть?
Студентам вечно не хватает денег. Причин этому много: маленькая стипендия, тяжелое материальное положение.За день студент должен получать трёхразовое питание. Рассмотрим обычный будний день обычного студента. Занятия длятся 6-8 часов, получается, что одно питание выпадает из рациона из-за нехватки времени. Как быть? Ведь каждый прием пищи должен быть полноценным. Правильное питание студента должно включать в себя нужное количество углеводов, жиров и белков.
Студенту обязательно нужно питаться три-четыре раза в день. Не нужно оправдываться занятостью. Нерегулярный прием пищи — чаще всего следствие лени, а не загруженного графика. Процессу приема пищи нужно уделять время: сядьте и спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, поешьте. Не нужно злоупотреблять блюдами быстрого приготовления. Они не только бесполезны, но вредны. Питание студента должно быть разнообразным и включать в себя фрукты, овощи, мясо, крупы, рыба, орехи.
С утра нужно запастись энергией. Подойдут для этого разнообразные каши: манная, овсяная, рисовая, гречневая, геркулес, ячневая, смеси из злаков. Они питательные, быстро готовятся и содержат множество витаминов и клетчатки.
В институте или университете желательно перекусить кефиром, йогуртом. Подойдут и бутерброды, яблоки, банан.
Сегодня в любом ВУЗе стремятся организовать правильное питание студента. Для этого работают столовые и можно перекусить, а иногда и хорошо пообедать там.
Если Вы обедаете дома, лучше всего употреблять в пищу горячее. Если же нет такой возможности, желательно это сделать утром или вечером. Можно иногда пожарить на обед рыбу или мясо.
На ужин лучше всего приготовить овощной салат, можно перекусить фруктами. Помните: ужинать надо до семи часов вечера. Поздний плотный ужин может привести к бессоннице и болям в желудке.
В своем питании студентам нужно избегать газированных напитков вроде Кока-колы, чипсов и сухариков. Не привыкайте к перекусам на ходу! Студенты – люди мыслящие, а мозгу без пищевых добавок и витаминов никак не обойтись!
Когда студенты начнут правильно питаться?
«Хочешь похудеть – иди в студенты!», « Что упало у студента, то упало на газету» и «Студенты и деньги вещи совместимые, но редко». Студенчество – это интереснейшее время, не похожее на что-то другое, а студенты – это совершенно отдельная категория людей, со своим образом и темпом жизни. Именно поэтому в народе ходит столько анекдотов, присказок и крылатых выражений о них. А уж отношение студентов с едой – это вообще благодатная почва для разных шуток. Словосочетание «голодный студент» давно стало устойчивым, а истории о кулинарном мастерстве и рецептах, поражающих своей простотой и дешевизной, заполонили интернет.
На самом деле проблема питания студенчества – это не только шутки. Попробуем посмотреть на нее с другой стороны.
Причины и последствия неправильного питания у студентов
По статистическим данным более 35% учащихся старше 18 лет страдает от гастрита. В нашей стране в целом распространено пренебрежительное отношение к здоровью и к питанию как к одной из главных его составляющих. У нас и многие взрослые люди не считают нужным задумываться о своих привычках и своем состоянии, погружаясь с головой в дела. В себя они приходят, как правило, только тогда, когда уже сталкиваются с серьезными последствиями своего образа жизни и физически не могут продолжать в том же духе.
Что уж говорить о молодых умах. Они только входят во взрослую жизнь. Мир предлагает столько всего интересного, что на сон и питание совсем не остается времени. У многих к этому добавляется и плотный график. Необходимость содержать себя и учиться приводит к тому, что юноша разрывается между работой и учебой, соответственно, времени на нормальный прием пищи просто нет. Да и про финансовые трудности не нужно забывать. Приходится на чём-то экономить, и неокрепший ум вбирает именно продукты объектом экономии.
Статистику последствий в виде заболеваний пищеварительной системы мы уже приводили выше. Здоровье – это комплекс полезных привычек, в котором именно правильное питание занимает главенствующее место. Оно влияет не только на желудочно-кишечную систему, но и на иммунитет, умственную и физическую активность и настроение. Без него организм не получает необходимых витаминов и микроэлементов, что постепенно проявляется в патологиях различных систем жизнедеятельности.
Возможно ли питаться правильно?
Как и на все подобные вопросы, ответ один – да, нужно только захотеть. При любых финансовых возможностях и любом темпе жизни, можно организовать грамотный режим приема пищи, если подходить к этому вопросу обстоятельно и ответственно.
Как обычно питается студент? Завтрак, как правило, вообще отсутствует. Либо это просто кофе и бутерброд, в течение дня на полноценный обед не хватает времени, или же учащийся экономит на заведениях общепита и довольствуется перекусом на бегу. Как Вы понимаете, чаще всего это опять-таки что-то вредное и низкокачественное. А вот вечером можно отыграться и наесться за весь день: макароны с сосисками и острым кетчупом, батон с майонезом, пельмени и другие полуфабрикаты или даже лапша быстрого приготовления. Вот такая, пусть и немного преувеличенная, но все же классика студенческого жанра.
[sendpulse-form]
А как правильно? Ответ прост: полностью наоборот! Интервал между основными приемами пищи должен составлять примерно 5 часов. Между ними стоит делать небольшие перекусы. Ужин за 3 часа до сна, если поужинали раньше, то перед сном можно перекусить кефиром или творогом. Завтрак – 25-30% суточного объема пищи. Каши, омлеты, творог, сухое печенье подойдут идеально. Перекус (каждый занимает около 10-15%) — кисломолочные продукты, какой-нибудь фрукт. На обед приходится 30-35%, можно пообедать, например, супом, рыбой или птицей, овощным салатом, крупами. Полдник – орехи, сухофрукты, овощной салат. И ужин (около 25%) – тушеные овощи, отварное мясо птицы.
Картина, конечно, почти идеальная, совершенно не вяжущаяся со студенческой жизнью. Но стоит хотя бы стремиться и вырабатывать в себе привычку.
Здоровый перекус. Как быстро утолить голод без фастфуда?
Сумасшедший темп дня зачастую не оставляет никаких альтернатив кроме перекуса на бегу . Что делают студенты? Покупают шаурму или бургер с картошкой фри. Быстро, очень вкусно и модно.
Есть ли другие варианты?
Один из самых очевидных – это кефир или натуральный йогурт. Они обязательно подарят чувство сытости, благоприятно воздействуя на микрофлору кишечника.
Еще один прекрасный вариант – это мюсли, неважно в какой форме. Осознав популяризацию культуры правильного питания, производители создали целую товарную группу различных батончиков и пакетиков с различными смесями орехов, цукатов, сухофруктов и злаков. Настоящий пример полезного и вкусного в одной упаковке! Энергетическая ценность, кстати, у них тоже высока, так что на пару часов калорий хватит.
А заменителем любимой студенческой шаурмы может стать сытный ролл домашнего приготовления со свежими овощами и отварной курицей. Тоже очень сытно!
Подойдут для перекуса и различные натуральные снеки и хлебцы, широкий ассортимент которых также представлен на товарных полках. Ну и, конечно, простой способ утолить голод на ходу – это скушать какой-нибудь фрукт ( банан, яблоко и т.д), получив необходимую долю полезных веществ.
Правильное питание – это не привилегия богатых и незанятых, это сознательный выбор любого человека. Как развить эту культуру в студентах? Непросто, но для начала можно создавать внутри университетов места, где можно приобрести здоровую пищу или покушать то, что принесли с собой, вместо установки автоматов со сладкими батончиками и чипсами.
Проблемы питания современных студентов (стр. 1 из 2)
Министерство образования и культуры Украины
Донецкий национальный университет экономики и торговли
им. М.Туган-Барановского
кафедра экологии и физики
Реферат
по БЖД
на тему:
«Проблемы питания современных студентов»
Донецк 2010
Содержание
Вступление
Рациональное питание студентов
Заблуждение студенток или «губительная сила диет»
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Большинство населения с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни — все это привело к неразборчивости в выборе продуктов.
Беспокоит рост популярности у студентов продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д. Предотвратить такие заболевания можно, если вести здоровый образ жизни и, в первую очередь, правильно питаться.
Рациональное питание студентов
Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.
Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни.
В организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, поэтому они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов.
В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др.
Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Чаще всего студенты питаются крайне нерегулярно, перекусывая на ходу, всухомятку, 1-2 раза в день, многие не пользуются услугами столовой. В рационе питания студентов преобладают углеводы, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты.
При выборе продуктов следует учитывать ограниченность денежного бюджета студентов. С целью обеспечения рационов студентов достаточным количеством биологически ценных белков следует использовать их дешевые источники (субпродукты, обезжиренное молоко, нежирный кефир и др.).
Для обеспечения потребности в жирах в рацион необходимо вводить в непрогретом виде растительное и сливочное масла (20- 25 г). Следует избегать избытка сладостей, так как это может привести к ожирению и сахарному диабету, потребление сладостей, особенно прилипающих к зубам, приводит к кариесу.
С целью ликвидации последствий малоподвижного образа жизни следует шире включать в питание растительные продукты, которые являются источником пищевых волокон.
Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей — таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным, включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты — основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности. Жиры должны составлять около 30% от всей калорийности рациона, причем не менее трети от общего числа нужно использовать в виде растительных масел, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов, винегретов. Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.
Углеводы — это «топливо» клеток мозга. Хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад — это основные их источники, которые при избытке переходят в жиры, откладываясь в жировых депо. Помните, что 100 г карамели дают организму около 300-400 ккал, а выпечка, торты и т.д. — и того больше. Избыток таких «пустых» калорий может привести не только избытку жировых отложении , но и к ухудшению памяти.
А вот овощи и фрукты, зелень — это источники витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, их лучше употреблять в сыром виде в салатах, к тому же надо помнить, что 100 г овощей дают лишь 20-40 ккал.
Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время. Завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным, во время обеда необходима полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления (вермишель, картофельное пюре и разнообразные супы из пакетиков). На ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий чай, кофе, принимать вечером нежелательно. Во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10-15 г растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому врачи рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве — овощи и фрукты. Избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой не забывайте включать в свой рацион сухофрукты. Калорийность рациона должна быть такой же, как при обычной студенческой нагрузке.
Больше внимания необходимо уделять удовлетворению физиологических потребностей учащейся молодежи в пищевых веществах, часто являющихся дефицитными, а именно в витаминах: С, А, В, В2, ВВ, а также соблюдению рекомендуемых соотношений кальция и фосфора (1, 1,5). Следует избегать частого потребления блюд и продуктов, содержащих много поваренной соли (соления, копчености, маринады, соленая рыба).
В качестве источников витамина С необходимо использован» отвар шиповника, зеленый лук, капусту белокочанную в сыром виде.
С целью обеспечения витамином А, помимо продуктов животного происхождения, необходимо систематически потреблять источники бетакаротина, такие, например, как морковь (с жирами).
Исключительно важно соблюдать принципы сбалансированного питания в период экзаменационных сессий. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продуктов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.
Важнейшая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит соблюдению режима питания. Прием пищи должен быть 3-х-4-х кратным.
Особое внимание следует уделять завтраку. Завтрак должен содержать 25- 35 г белка, 30 г жира и 100 г углеводов. Рекомендуется включать горячее блюдо из мяса, рыбы или картофельно-овощное, яичное, творожное, а также масло, сыр, колбасу, чай, кофе, какао.
Заблуждение студенток или «губительная сила диет»
Проблема практически каждой современной девушки- лишний вес. Так называемые «модные» диеты обещают за месяц идеальную фигуру или избавление от всех заболеваний. Таких диет множество: очковая, белковая, овощная, сырная, винная, голливудская, балетная и т.п. Девушки отчаянно хватаются за каждую из них в надежде на соответствующий результат, и речь идёт не о лечебных диетах, специально разработанных и рекомендованных для медицинской практики. Их особенность заключается в том, что они рассчитаны на короткий промежуток времени («короткие диеты»), в отличие от долговременного изменения пищевого рациона на всю жизнь («длинная диета»).
Огромный минус коротких диет в том, что они построены на резком ограничении в каких-то видах продуктов на некоторый период времени. Поэтому лишь человеку с недюжинной волей удается перебороть себя, выдержать всю диету до конца и после диеты не сорваться. В основном же муки, которые переносит человек, применяющий короткую диету, практически всегда заканчиваются безрезультатно.
Потому что жесткие диеты прежде всего выводят воду. Практикующий подобную диету быстро теряет вес и радуется, думая, что избавляется от жира. Но это не так. Жир уходит очень медленно, но очень быстро набирается после диеты. Причем, как правило, вес набирается больший, чем был прежде. Это общая особенность коротких диет. Во время этих диет организм перестраивается на жесткий режим питания, процесс обмена веществ замедляется на 10-30%, калории начинают сжигаться медленнее. Отсидев на диете положенное время и скинув некоторый вес, человек возвращается к прежним привычкам. Но организм не успевает перестроиться на новый лад и все так же медленно сжигает калории, что приводит к резкому увеличению массы тела.
Именно поэтому, по итогам исследований национального института здравоохранения США 98% людей, сидящих на диетах, после их прекращения набирают вес выше исходного.
Больше того, как показали исследования слишком решительные попытки похудеть, практикуемые молодыми девушками только увеличивают шансы на то, что со временем эти девушки очень сильно располнеют. Люди, не делающие попытки сесть на диету, никогда не набирают такое количество излишнего веса, как это происходит у тех, кто периодически пробует новые диеты.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПИТАНИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ПИТАНИЕ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Кижапкина Анжелика Ивановна
студент 2 курса кафедра бухгалтерского учета,анализа и аудита КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово
«>
Григорьева Светлана Аркадьевна
научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания КемИ(филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово
E—mail: grigoreva@kemcity.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, режим и рацион питания, умственная работоспособность, студенты.
Актуальность. Одним из основополагающих критериев здорового образа жизни является рациональное питание, оказывающее значительное влияние на умственную работоспособность студентов [1—7]. Напряжённый умственный труд предъявляет значительные требования к высшим психическим функциям — восприятию, памяти, мышлению, концентрации и объёму внимания, что требует поддержания в течение учебного дня высокого уровня физической и умственной работоспособности [1, 3]. Специалисты считают, что питание призвано обеспечивать поступление в достаточных дозах белков, жиров, углеводов, витаминов, макро и микроэлементов для нормального функционирования всех физиологических систем организма, что позволит поддерживать высокий уровень физической и умственной работоспособности [2, 4, 5, 8].
Мы решили провести исследование и выявить, соблюдают ли студенты нашего вуза рекомендуемые нормы питания?
Задача исследования:
1. Выявить наиболее рациональный режим и рацион питания для студентов, обеспечивающий высокий уровень умственной работоспособности.
2. Выявить соответствие режима и рациона питания студентов существующим нормам и рекомендациям специалистов.
Методы исследования — анализ научной литературы, анкетирование, методы математической статистики.
Организация исследования. Исследование организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова на кафедре физического воспитания. В исследовании принимали участие 25 студентов 2-го курса экономического факультета.
Результаты исследования. Для решения первой задачи исследования мы проанализировали научную литературу и выявили, что студентам в возрасте 17—22 года для покрытия энергетических затрат и обеспечения высокой умственной работоспособности необходимо питаться не менее 4—5 раз в сутки с периодичностью в 3,5—4 часа [4, 6, 7, 8]. Распределение суточной калорийности рациона при 4-разовом питании должно быть следующим: завтрак — 25 %; 2-ой завтрак — 15 %; обед — 35 %, ужин — 25 %; а суточный рацион питания должен составлять 2400—2500 ккал. При этом содержать: жиров 80—90 гр., белков 100—115 гр., углеводов 300—350 гр. [2, 4, 6]. Углеводы основной источник глюкозы, которая используется мозгом как источник энергии, активизируя мыслительные способности и память. Белок необходим для выработки допамина и адреналина, которые возбуждают мозг, ускоряют реакцию и процессы мышления, что положительно сказывается на умственной работоспособности — ясности ума и оперативности мышления. А поскольку мозг на одну треть состоит из липидов (жиров) — жирных ненасыщенных кислот, то их недостаток негативно отражается на функциях основных психических процессов — мышление, восприятие, память, внимание. Минералы и витамины играют важную роль в питании мозга — улучшают его кровоснабжение и проводимость нервных импульсов; способствуют выработке гормонов допамина и серотонина, оказывающих влияние на общее самочувствие, настроение и ясность ума [2, 4, 6]. Рекомендуемый специалистами режим и набор продуктов питания мы обработали и представили в таблице 1.
Таблица 1.
Рекомендуемый режим и рацион питания студентов
|
|
|
|
| |
| |
| |
| 1. Фрукты или сухофрукты (курага, чернослив, изюм) — 100 гр. или орехи (грецкий, фундук, миндаль, кешью, арахис) — 30—40 гр. |
| |
| |
|
|
| |
| |
| |
|
|
| |
| |
|
|
|
Для решения второй задачи исследования мы провели анкетирование и выявили, что режим питания студентов не соответствует норме (рис.1).
Анализируя ответы студентов на вопрос анкеты «Вы завтракаете?», мы получили следующие результаты: завтракаю — 40 %, нет, не завтракаю — 34 %, иногда завтракаю — 26 %. Кроме того мы выявили, что перекусывают после второй пары 60 % студентов, 12 % не кушают, а иногда, по обстоятельствам — 28 %.
Анализируя ответы студентов на вопрос анкеты «Вы обедаете?», мы получили следующие результаты: да — 56 %, нет — 28 %, иногда — 16 %.
Анализируя ответы студентов на вопрос анкеты «Вы ужинаете?», мы получили следующие результаты: да — 86 %, нет — 8 %, иногда — 6 %. Таким образом, сравнительный анализ показал, что 60,5 % студентов соблюдают режим питания, а 39,5 % — его нарушают.
Рисунок 1. Режим питания студентов
Анализируя соответствие завтрака рекомендуемому рациону питания (набору продуктов) мы выявили, что лишь 32 % студентов придерживаются рекомендуемых норм, а у 68 % студентов набор продуктов в завтраке не соответствует рекомендациям. Второй завтрак по рациону питания соответствует у 42 % студентов, а 58 % его нарушают. В обед лишь 37 % студентов придерживаются рекомендуемых норм, а у 63 % студентов набор продуктов на обед не соответствует рекомендациям. Во время ужина лишь 21 % студентов соблюдают рекомендуемые нормы, а 79 % нарушают (табл. 2).
Таблица 2.
Рацион питания студентов
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
Совместное обучение и жизненный опыт показывают, что к последней паре на занятиях остаются 75—80 % студентов. Опрос показал, что чувство голода, усталость и желание уснуть снижают концентрацию внимания и память, что препятствует восприятию информации, поэтому студенты не видят смысла присутствовать на занятиях во время последней пары.
Выводы
1. Студентам необходимо соблюдать рациональный режим и рацион питания, что обеспечит необходимое поступление основных пищевых веществ (включая витамины и минералы) согласно научно обоснованным рекомендациям и позволит сохранять высокий уровень физической и умственной работоспособности; питаться не менее 4—5 раз в сутки с периодичностью приёма пищи 3,5—4 часа.
2. Режим и рацион питания студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ не соответствует рекомендуемым нормам, так как питание студентов не обеспечивает поступление в организм питательных веществ и витаминов, обеспечивающих высокий уровень умственной работоспособности.
Список литературы:
1.Грязева Е.Д. Физическое развитие и совершенствование физического воспитания в вузе [Текст]: система воспитания в высшей школе /Е.Д. Грязева, М.В. Жукова, О.Ю. Кузнецов и др. М.: ФИРО, 2012. — 72 с.
2.Горшков А.И. Гигиена питания [Текст]: учебник / А.И. Горшков, О.В. Липатова. М.: Медицина, 1987. — 416 с.
3.Иванова Л.Ю. Студенты: поведение как фактор риска для здоровья [Текст]: система воспитания в высшей школе /Л.Ю. Иванова, Г.А. Ивахненко, Т.П. Резникова. М.: ФИРО, 2011. — 80 с.
4.Калинин В.М. Валеология в вузе [Текст]: учеб. пособие / В.М. Калинин, А.И. Шульгин, С.А. Григорьева и др. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. — 134 с.
5.Куртев С.Г., Современные аспекты профилактики заболеваний. Часть 1: Формирование здорового образа жизни [Текст] : учеб. пособие / С.Г. Куртев, С.И. Еремеев, С.К. Поддубный. Омск: изд-во СибГУФК, 2007. — 122 с.
6.Петровский К.С. Гигиена питания [Текст]: учеб. пособие / К.С. Петровский. М.: Медицина, 2000. — 184 с.
7.Розенфельд Л.Г. Здоровье студентов по данным субъективной оценки и факторы риска, влияющие на него [Текст] / Л.Г. Розенфельд, С.А. Батрымбетова. // Здравоохранение Российской Федерации. 2008. № 4.
8.Черепов В.Н. Проблемы питания населения России как фактор риска здоровью [Текст]: /В.М. Черепов, О.В. Соболевская и др.// Здравоохранение Российской Федерации. 2007. № 2.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ | sibac.info
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Чепурная Екатерина Александровна
студент II курса специальности «Сестринское дело» группы «В-21», ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
E —mail:
Павлова Татьяна Юрьева
студент II курса специальности «Сестринское дело» группы «В-21», ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
E —mail: tatiana_pavlova_1997@mail.ru
Климова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, преподаватель ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
Рудь Наталья Кареновна
научный руководитель, преподаватель ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края, РФ, г. Краснодар
Актуальность: Проблема здорового питания — одна из самых актуальных в наши дни. Полноценное питание предусматривает потребление достаточного количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов для нормального функционирования организма в целом. Многие болезни желудочно-кишечного тракта «молодеют» — это гастриты, язвенная болезнь желудка и различные нарушения обмена веществ. Наше физическое здоровье, состояние иммунитета, долголетие, психическая гармония — все это напрямую связано с проблемой здорового питания человека.
Для студентов проблема питания стоит особенно остро. В связи с недостатком времени у студентов нет возможности соблюдать правильный режим приемов пищи в количестве 3—4 раз. Также характерен в основном сидячий образ жизни — гиподинамия. В сочетании с плохим рационом питания это пагубно влияет на организм и его состояние. Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15—16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание.
Материалы и методы. В данной работе нами были использованы следующие источники:
• В.А. Тутельян, А.И. Вялков, А.Н. Разумов и др. «Научные основы здорового питания». Панорама, 2010.
• В.М. Куковякин. « Азбука здорового питания ». Рипол Классик. 2007.
• М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. « Формула правильного питания » (методическое пособие). ОЛМА Медиа Групп, 2009.
• «Гигиена » под редакцией Ю. П. Пивоварова; в двух томах. Москва, издательский центр «Академия», 2013.
Нами было проведено анкетирование учащихся колледжа, в котором приняло участие 100 студентов. Мы сравнили количество калорий, потребляемые студентами, и сопоставили их с нормами. Подсчитали потребление белков, жиров и углеводов учащихся в рационе их питания за день и также сравнили их с нормами, установленными для их возраста. Полученным результатам и посвящена наша работа.
Анкетирование проводилось среди студентов 2 курса. В анкетировании принимали участие девушки в возрасте 16—18 лет. Женский пол был выбран в связи с тем, что среди молодых девушек очень популярна практика неполноценных диет, направленных на уменьшение потребления калорий и снижение веса за короткие сроки. Их попросили заполнить следующую таблицу:
Таблица 1.
Суточный рацион питания
Приемы пищи | Наиме нование продуктов | Масса продукта, г | Содержание
| Калорий ность продуктов, ккал | Общая калорий ность, ккал | ||
Б, г | Ж, г | У, г | |||||
завтрак | 1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
| ||
3.и т. д. |
|
|
|
|
| ||
обед | 1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
| ||
3.и т. д. |
|
|
|
|
| ||
ужин | 1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
| ||
3.и т. д. |
|
|
|
|
| ||
Итог: |
|
|
|
|
|
|
|
Исходя из полученных данных, нами были рассчитаны белки, жиры и углеводы в каждом продукте, а также калорийность блюд и общая калорийность за день.
Суточная потребность калорий для студенток 16—18 лет I группы интенсивности труда («легкий труд») составляет 2300 ккал. Потребность в белках — 75 г, в жирах — 80 г, в углеводах — 300 г. Этого количества достаточно для нормального функционирования организма и поддержания нормальной умственной и физической активности.
Результаты исследования таковы:
• Среднее суточное потребление калорий составило 1269;
• Студенты употребляют белки в количестве 52 г;
• Количество употребляемых жиров составило 60 г;
• Среднее количество употребляемых углеводов — 154 г.
Как видно из полученных данных, студентки явно получают недостаточно калорий с пищей. В рационе питания общее употребление калорий снижено на 45 % (см. диаграмма 1), по сравнению с установленными нормами. Употребление белков в пище снижено на 31 %, употребление жиров — на 25 %, а углеводов — на 49 % (см. диаграмма 2).
Диаграмма 1. Соотношение суточной нормы калорий с потребляемой студентами
Диаграмма 2. Соотношение норм Б, Ж, У с действительным рационом студентов, в г
Полученные данные свидетельствует о неполноценном питании, недоедании и несбалансированном рационе. В среднем около 61 % учащихся пропускают завтрак, либо употребляют бутерброды с чаем, что является неполноценным завтраком. В норме на первый прием пищи необходимо употреблять продукты, содержащие сложные углеводы и клетчатку (различные каши, цельнозерновой хлеб, фрукты). Практически все опрошенные не потребляют в обеденный прием пищи горячих и жидких блюд. 2 % девушек из числа опрошенных сознательно пропускают ужин, так как следуют диетам для контроля веса. 87 % студентов практически не употребляют фрукты и ягоды, что приводит к несезонным гиповитаминозам.
Последствия такого питания могут быть очень серьезными. Систематическое недоедание ведет к падению веса, исхуданию, понижению работоспособности, снижению реактивности и сопротивляемости организма к заболеваниям. Отдаленные последствия недоедания выражаются в ослаблении функций пищеварительных органов, умственных способностей и др. А так как в организме молодых людей еще не завершено формирование ряда физиологических систем, в первую очередь нейрогуморальной, то они очень чувствительны к нарушению сбалансированности пищевых рационов. Также недоедание может привести к ряду нервных расстройств (появляется нервозность, расстройства сна и памяти).
В результате проделанной нами работы, мы получили следующие выводы:
• Студенты нашего колледжа получают недостаточное количество калорий, белков, жиров и углеводов, т. е. не доедают. Фрукты и овощи составляют очень малый процент от всего рациона.
• Многие студенты поддерживают неправильный рацион питания. Пропускают один или несколько приемов пищи, что негативно сказывается на самочувствии студентов и их успеваемости. Как показало анкетирование, у 44 % опрошенных имеются заболевания ЖКТ, а у 78 % периодически проявляются симптомы этих заболеваний.
• Нежелание портить себе имидж среди студентов приводит к тому, что учащиеся не приносят домашнюю полезную еду с собой в колледж.
• Студенты в колледже часто перекусывают вредными продуктами — чипсами, сухариками, шоколадками, что неизбежно приводит к негативным последствиям.
Проанализировав полученные выводы, мы составили рекомендации студентам по улучшению качества рациона питания:
• Питаться не менее 3—4 раз в сутки. Включать в рацион жидкие и горячие блюда.
• Приносить с собой в колледж фрукты или домашнюю еду для перекусов между приемами пищи.
• Проводить подобное анкетирование самостоятельно в домашних условиях для подсчета суточного потребления пищи, выявления отклонений от нормы.
• Сократить потребление вредных продуктов (чипсов, сухариков, шоколада).
• Отказаться от неполноценных диет по снижению веса.
Изучение качества питания студенческой молодежи
Статья посвящена изучению качества и режима питания среди современных студентов. Выявлено, что с возрастом отношение студентов к правилам питания становится менее ответственным, что возможно объясняется изменением качества и образа жизни (работа, семья и т.д.). В результате исследования определили, что пищевой рацион большинства студентов обеспечен основными нутриентами: белками, витаминами и минеральными веществами.
Актуальность
В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 35 % студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям. Анализируя состояние проблемы здоровья, в частности, студентов, видно, что это одна из причин плохого их отношения к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и влечёт за собой негативные последствия. Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Фактом является и изменение привычного распорядка у студента, поступающего в вуз [1,2].
Ещё одним фактором является изменение привычного графика студента из-за совмещения двух аспектов деятельности, работы и учебы. Часто, студенты заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 процентов юношей и 15 процентов девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня. Около трети студентов принимают горячую пищу только один раз в день. Проблема правильного питания студентов распространена во всем мире. Именно студенты нередко предпочитают полуфабрикаты и едят зачастую, когда придется и где придется, лишь бы скорее утолить голод [3,4].
Многие проведённые исследования показывают, что среди студентов популярен западный стиль питания. Такой стиль питания однообразен, насыщен животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов, которые запиваются газированными напитками, используется очень малое количество овощей, фруктов, плодов, круп, кореньев. Довольно часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают, чем придется, это: чипсы, печенье, шоколад, газированная вода. Некоторые индивиды «утоляют голод» выкурив сигарету [5]. В современном городе студенты тратят очень много времени на дорогу, что также способствует перекусыванию или утолению голода в заведениях быстрого (но нездорового) питания.
Целью проведенного исследования стало выявление особенностей, режима и качества питания современных студентов Арзамасского филиала ННГУ.
Материалы и методы
Исследование было проведено среди студентов 1-2 курса 17-20 лет по результатам заполнения «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы в Арзамасском филиале ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч. года [6]. В исследовании участвовало 373 студента (60 юношей и 313 девушек). В ходе исследования было проведено анкетирование, включающее 24 вопроса, ориентированные на выявление особенностей, режима и качества питания современных студентов. Обработка статистических данных производилась в редакторе Excel-2003.
Результаты исследования
По результатам анкетирования выяснили, что при покупке продуктов приоритет (56,1%) отдается сроку годности, 32,4% студентов выбирают товар с учетом его стоимости, а 11,5% исследуемых вообще не обращают внимания на качество продуктов. Многие студенты (23,6%) даже не имеют представления о негативном влиянии генетически модифицированных организмов, следовательно, они не обращают внимания на наличие их в пищевом рационе. Из опрошенных 7,1% студентов ничего не знают о пищевых добавках, а 24,3% не интересует их влияние на здоровье организма.
27,2% респондентов ответили, что часто питаются всухомятку, а 34,3%, регулярно употребляют в пищу кириешки, компашки, чипсы и прочие подобные продукты.
С целью исследования состава качества рациона питания студентов и регулярности потребления основных пищевых продуктов провели анкетирование, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды продуктов, употребляемых студентами в течение недели, %
Продукты | Часто | Не всегда или иногда | Редко или никогда |
Мясо и мясные продукты | 69,2 | 26,2 | 4,6 |
Рыба | 45,1 | 32,7 | 22,2 |
Хлеб, крупы, макароны, картофель | 97,9 | 2,1 | — |
Овощи, фрукты | 68,3 | 31,7 | — |
Молочные продукты | 32,4 | 54,5 | 13,1 |
Сладкое | 68,6 | 20,5 | 10,9 |
По представленным в таблице 1 данным мы можем наблюдать, что студенты наиболее часто употребляют хлебобулочные изделия, крупы и картофель (97,9%), на втором месте определены мясные продукты, овощи и фрукты, а также различные сладости (69,2%, 68,3% и 68,6% соответственно). Рыба и морепродукты употребляются в течение недели реже (45,1%), а молочные продукты еще реже – 32,4%
В качестве “плюсов” можно отметить, что мясные продукты, овощи и фрукты студентами употребляются часто, т.е пищевой рацион большинства студентов обеспечен основными нутриентами: белками и витаминами. А “минусом” оказалось то, что студенты употребляют сладости чаще, чем положено по норме.
В ходе исследования с помощью анкетирования определи 3 группы студентов по степени соблюдения принципов рациональности и сбалансированности питания (рис.1). Мы видим, что на первых курсах в возрасте 17-18 лет больше студентов (22,1%-21,1%) соблюдают принципы питания, нежели студенты старших курсов в возрасте 19-20 лет (14,2%-6,4%). Выявлено, что с возрастом отношение студентов к правилам питания становится менее ответственным, что возможно объясняется изменением качества и образа жизни (работа, семья и т.д.).
Рисунок 1
Результаты исследования рациональности питания студентов, %
Учитывая различный социальный статус студентов (состав семьи, место проживания, профиль обучения) исследовали степень рациональности питания (табл.2). Студенты из полных семей имеют более сбалансированное питание (28,5%). Нарушение принципов рациональности в процентном соотношении у них наблюдается меньше (57,2%), чем у студентов из неполных семей (64,8%).
На основе результатов этой таблицы мы можем наблюдать более сбалансированное питание у студентов из сельской местности (19,7%). У студентов из города возникают чаще проблемы с нарушением питания (63,3%), чем у студентов из сельской местности (51,4%). Это может быть обусловлено тем, в сельской местности условия и окружающая среда положительно влияют на здоровье студентов.
Среди студентов гуманитарных профилей возникает больше проблем с рациональностью питания (24,4%) нежели у студентов естественно-научных профилей (15,8%). Объясняться это может тем, что студенты, посвящают большее количество часов специализированным предметам, которые связаны с вопросами здоровья.
Таблица 2
Рацион питание студентов в зависимости от состава семьи
Социальный статус | Рациональное и сбалансированное питание | Питание с периодическим нарушением принципов рациональности и сбалансированности продуктов | Нерациональное и не сбалансированное питание |
Студенты из полной семьи | 28,5 | 57,2 | 14,3 |
Студенты из неполной семьи | 14,3 | 64,8 | 20,9 |
Студенты из города | 17,2 | 66,3 | 16,6 |
Студенты из сельской местности | 19,7 | 51,4 | 27,9 |
Студенты гуманитарных профилей (ИФФ, ППФ, ФДиНО) | 24,4 | 65,0 | 10,6 |
Студенты естественно-научных профилей (физмат, ЕГФ) | 15,8 | 62,1 | 22,1 |
В ходе анкетирования проанализировали регулярность приема пищи в течение суток (табл.3)
Таблица 3
Результаты исследования режима питания студентов
Число приемов пищи | 17 лет | 18 лет | 19 лет | 20 лет | все студенты |
1 раз | 1,8 | 3,2 | 2,4 | — | 2,5 |
2 раза | 30,4 | 32,7 | 31,0 | 42,0 | 32,7 |
3 раза | 42,8 | 48,4 | 51,0 | 44,7 | 48,4 |
4 раза | 21,4 | 15,6 | 14,0 | 13,3 | 15,1 |
5 раз | 1,8 | — | 1,6 | — | 0,8 |
6 раз | 1,8 | — | — | — | 0,5 |
Из таблицы 3 мы можем сделать вывод. У студентов первых курсов питания более рациональное. Число приемов пищи в среднем 4-5 раз в день. С возрастом в 19-20 лет это число заметно падает до 2-3 раз. Это может объясняться тем, что на старших курсах студенты совмещают учебу с работой, учебная нагрузка увеличивается, тем самым сокращая время приема пищи до минимума.
Заключение
Питание составляет основу здорового образа жизни. В молодом возрасте по статистике видны нарушения питания, особенно у студентов. Они могут быть вызваны рядом причин (например причиной гастрита может стать неправильное питание, нервное истощение, курение, а причиной колита — несбалансированное питание). Причиной поражения собственной ткани почек, нефрозов и нефритов, может стать как пьянство, наркотическое пристрастие, токсикомания, так и чрезмерное употребление острой, копченой и маринованной пищи.
Во избежание серьезных проблем со здоровьем в среднем и зрелом возрасте следует заботится об этом смолоду, да бы не создавать проблемы себе и будущему поколению.
По результатам исследования можно сделать вывод, что у студентов возрасте 17-18 лет питание является более рациональным, а с 20-21 лет отношение к правилам здорового питания заметно ухудшается.